ОБЩАЯ КАРТИНА
Значение понятия «здоровье» в любом обществе трудно переоценить, и не только как социальной, но и как экономической категории. Ведь это замкнутый круг: в здоровом обществе — здоровая экономика, и наоборот — здоровое трудоспособное население являет собой мощный потенциал для формирования ВВП. При этом для нашей страны характерен хронический дефицит финансовых средств на ассигнования системы здравоохранения и лекарственного обеспечения населения в том числе. При этом система здравоохранения требует регулярного увеличения финансирования, что обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить такие:
- на фоне отрицательного коэффициента естественного движения населения (смертность превышает рождаемость) активизируются процессы старения населения (увеличивается удельный вес лиц пожилого возраста с хроническими заболеваниями, требующие постоянного медикаментозного лечения);
- появление и распространение новых более дорогостоящих по сравнению с существующими медицинских технологий и лекарственных средств;
- влияние инфляционных процессов на стоимость медицинских услуг и лекарственных средств;
- неэффективное расходование финансовых ресурсов, связанное с нерациональным применением лекарственных средств ввиду неприменения фармакоэкономических подходов к выбору эффективного медикаментозного курса лечения (например применение сравнительно недорогих препаратов, требующих более длительного применения по сравнению с более дорогостоящими аналогами с меньшей продолжительностью курса лечения и, как следствие, — общая стоимость курса лечения в первом случае превышает таковую во втором).
Общий объем украинского рынка лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегмент, по итогам I полугодия 2012 г. составил 14,1 млрд грн. за 663 млн упаковок.
Сегодня в Украине в условиях ограниченного финансирования лекарственного обеспечения основное бремя расходов на лекарства возложено на плечи потребителя — удельный вес розничного сегмента украинского рынка лекарственных средств, оплачиваемого из личных средств граждан, составляет по итогам I полугодия 2012 г. почти 90% в денежном и натуральном выражении, и лишь оставшиеся 10% занимает госпитальный сегмент (рис. 1). Причем в последние годы это соотношение планомерно сдвигается в пользу именно розничного сегмента.

В Украине четко прослеживается тревожная тенденция к сокращению численности населения, что должно быть неким сигналом к улучшению системы здравоохранения. Однако если в розничном сегменте еще отмечают устойчивый прирост расходов на лекарственные средства из расчета на душу населения, то в госпитальном сегменте эта цифра увеличивается крайне медленно и исчисляется незначительными суммами — почти в 9 раз меньше, чем личные потребительские расходы (рис. 2).

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК
В анализируемый период — I полугодие 2012 г. — госпитальный сегмент украинского рынка лекарственных средств продолжил умеренный прирост в денежном выражении на фоне сокращения количества закупленных упаковок. Так, объем госпитальных закупок лекарственных средств в этот период составил 1,5 млрд грн. за 60,6 млн упаковок, увеличившись на 7,8% в гривневом и уменьшившись на 11% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 3). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в госпитальном сегменте в этот период увеличилась на 21% и составила 24,4 грн. Для сравнения в розничном сегменте этот показатель равен 14,9 грн., а темпы прироста вдвое ниже — +13%.

На фоне сокращения объема госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении интересно проанализировать, благодаря каким составляющим обеспечивается его прирост в денежном выражении. Основную часть прироста расходов в этом сегменте рынка «съела» инфляция — +5,7% (рис. 4). Некоторый позитивный вклад в динамику рынка привнес инновационный индекс, отражающий закупку лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) новых и отказ от старых препаратов. «Плюсовое» значение в этот период также зафиксировано для индекса замещения, который показывает изменение физического объема закупок лекарственных средств наряду со смещением структуры закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш. Учитывая сокращение количества закупленных ЛПУ в анализируемый период упаковок лекарственных средств индекс замещения спроса на уровне +1,8% был обеспечен путем смещения структуры госпитального рынка с дешевых на более дорогостоящие препараты, о чем речь пойдет более детально ниже. Что касается эластичности спроса в госпитальном сегменте, то государственный бюджет отличается большей ценовой чувствительностью к некоторому повышению цен по сравнению с карманом потребителей — по итогам I полугодия 2012 г. в госпитальном сегменте индекс эластичности спроса составил –1,8%, а в розничном — лишь –0,3%.

В разрезе поквартальной динамики традиционно с начала года отмечается минимальный уровень объема госпитальных закупок лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении, увеличивающийся к концу года (рис. 5). Заданная тенденция прослеживается и в текущем году. В I и II кв. текущего года динамика госпитальных закупок следовала по схожему вектору — некоторый прирост в денежном выражении и убыль в натуральном.

В структуре госпитальных закупок лекарственных средств превалируют лекарственные средства украинского производства в денежном и натуральном выражении с долей 88 и 54% соответственно (рис. 6). Причем их позиции на госпитальном рынке из года в год усиливаются, о чем свидетельствует увеличение их долевого участия в структуре закупок лекарственных средств. Положительная динамика удельного веса украинских препаратов обеспечивается опережающей динамикой их госпитальных закупок на фоне сегмента зарубежных производителей.

Как уже было отмечено, в анализируемый период наблюдается смещение структуры госпитальных закупок с дешевых на более дорогостоящие препараты. Так, удельный вес лекарственных средств высокостоимостной ниши по итогам I полугодия 2012 г. увеличился с 58 до 62% в денежном и с 9 до 11% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 7).

Более того, лишь в сегменте препаратов высокостоимостной ниши в этот период была отмечена положительная динамика госпитальных закупок в натуральном выражении на фоне глубокой убыли в остальных ценовых сегментах. Причем этот прирост был обеспечен увеличением объема госпитальных закупок высокостоимостных препаратов украинского производства (рис. 8).

В структуре госпитальных закупок львиную долю аккумулируют рецептурные препараты — 94% в денежном и 85% в натуральном выражении (рис. 9). Причем в последние годы их позиции усиливаются на фоне отстающей динамики безрецептурного сегмента (см. рис. 9).

В разрезе АТС-классификации наиболее востребованными в анализируемый период были лекарственные средства групп A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», J «Противомикробные средства для системного применения», B «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», N «Средства, действующие на нервную систему» и C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (рис. 10). Их доля в этот период суммарно составила 78% общего объема госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении. Для препаратов всех этих групп отмечена положительная динамика закупок по сравнению с I полугодием 2011 г., за исключением группы С, для которой была характерна убыль на уровне 17%.

Углубляясь в следующий — второй — уровень АТС-классификации, следует отметить, что максимальный объем госпитальных закупок, как и годом ранее, аккумулировали лекарственные средства групп J01 «Антибактериальные средства для системного применения» и B05 «Кровезаменители и перфузионные растворы» (табл. 1). При этом по сравнению с I полугодием 2011 г. расходы на эти препараты практически не изменились. А для лекарственных средств группы A10 «Антидиабетические препараты», напротив, в анализируемый период отмечено значительное увеличение объема госпитальных закупок в денежном выражении, на фоне чего существенно улучшили свои позиции в рейтинге такие брэнды лекарственных средств, как ФАРМАСУЛИН и ХУМОДАР (табл. 2).
Таблица 1 | Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. с указанием их позиций в рейтинге за I полугодие 2011 г., а также темпов прироста/убыли в I полугодии 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
2011 | 2012 | ATC-код (2) | Темпы прироста/убыли, % |
1 | 1 | J01 АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРИМЕНЕНИЯ | 5 |
2 | 2 | B05 КРОВЕЗАМЕНИТЕЛИ И ПЕРФУЗИОННЫЕ РАСТВОРЫ | –0,2 |
7 | 3 | A10 АНТИДИАБЕТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ | 144 |
4 | 4 | B01 АНТИТРОМБОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | 58 |
3 | 5 | C01 КАРДИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ | –17 |
6 | 6 | N01 АНЕСТЕТИКИ | 7 |
5 | 7 | A16 ПРОЧИЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ И МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | –11 |
8 | 8 | M01 ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ И ПРОТИВОРЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | –15 |
14 | 9 | N02 АНАЛЬГЕТИКИ | 49 |
15 | 10 | L01 АНТИНЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | 54 |
Таблица 2 | Топ-30 брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. с указанием из позиций в рейтинге за аналогичный период 2010–2011 гг. |
Брэнд | 2012 | 2011 | 2010 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 1 | 1 | 1 |
ЦЕФТРИАКСОН | 2 | 6 | 5 |
ФАРМАСУЛИН | 3 | 14 | 3 |
АКТОВЕГИН | 4 | 5 | 2 |
ГЕПАРИН | 5 | 10 | 20 |
ХУМОДАР | 6 | 40 | 18 |
ТИОПЕНТАЛ | 7 | 3 | 10 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 8 | 4 | 6 |
АКТРАПИД | 9 | 30 | 17 |
ВИЗИПАК | 10 | 133 | 137 |
ПРОТАФАН | 11 | 55 | 19 |
МЕТАМАКС | 12 | 13 | 24 |
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ | 13 | 9 | 12 |
АНАЛЬГИН | 14 | 19 | 16 |
КЛЕКСАН | 15 | 29 | 9 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 16 | 7 | 11 |
ФРАКСИПАРИН | 17 | 27 | 29 |
МЕРОНЕМ | 18 | 36 | 15 |
ЦЕФОПЕРАЗОН | 19 | 39 | 41 |
ФЛЕНОКС | 20 | 103 | 90 |
ГЛЮКОЗА | 21 | 2 | 7 |
ДИТИЛИН | 22 | 16 | 34 |
КЕТОЛОНГ | 23 | 21 | 71 |
АРКУРОН | 24 | 34 | 112 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 25 | 11 | 31 |
ДИПРОФОЛ | 26 | 12 | 30 |
ФЕНТАНИЛ | 27 | 38 | 68 |
ЦЕРАКСОН | 28 | 35 | 48 |
РЕФОРТАН | 29 | 95 | 21 |
ТИЕНАМ | 30 | 47 | 22 |
В целом по итогам I полугодия 2012 г. топ-лист брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении традиционно возглавил НАТРИЯ ХЛОРИД, 2-ю и 3-ю позиции соответственно заняли брэнды ЦЕФТРИАКСОН и ФАРМАСУЛИН.
Ротации в рейтинге маркетирующих организаций тесно сопряжены с изменениями ассортимента приобретаемой ЛПУ продукции. В частности, наиболее значимо улучшили свои позиции по сравнению с предыдущим годом поставщики инсулинов — Novo Nordisk и «Индар» (табл. 3). Первые три позиции данного рейтинга маркетирующих организаций по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении заняли украинские фармкомпании — «Артериум», «Фармак» и «Дарница». Из 30 маркетирующих организаций, представленных в данном рейтинге, более половины — 17 — украинские компании.
Таблица 3 | Топ-30 маркетирующих организаций по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2010–2011 гг. |
Маркетирующая организация | 2012 | 2011 | 2010 |
Артериум Корпорация (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Фармак (Украина) | 2 | 4 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 3 | 4 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 4 | 5 | 5 |
Юрия-Фарм (Украина) | 5 | 2 | 3 |
Takeda (Япония) | 6 | 7 | 7 |
Sanofi (Франция) | 7 | 8 | 8 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 8 | 6 | 6 |
Novo Nordisk (Дания) | 9 | 17 | 10 |
Биолек (Украина) | 10 | 13 | 22 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 11 | 10 | 14 |
Фарма Лайф (Украина) | 12 | 25 | 30 |
AstraZeneca (Великобритания) | 13 | 26 | 21 |
Индар (Украина) | 14 | 47 | 38 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 15 | 9 | 13 |
Teva (Израиль) | 16 | 11 | 11 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 17 | 15 | 17 |
Биофарма (Украина) | 18 | 16 | 15 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 19 | 12 | 27 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 20 | 14 | 12 |
Merck & Co (США) | 21 | 18 | 23 |
Авант (Украина) | 22 | 31 | 29 |
Нико (Украина) | 23 | 30 | 56 |
Novartis Pharma (Швейцария) | 24 | 38 | 28 |
Инфузия (Украина) | 25 | 24 | 33 |
ПРО-фарма (Украина) | 26 | 20 | 20 |
Pfizer Inc. (США) | 27 | 34 | 18 |
Новофарм-Биосинтез (Украина) | 28 | 46 | 25 |
Roche (Швейцария) | 29 | 37 | 9 |
БИО-ФАРМА ЛТД (Украина) | 30 | 68 | 131 |
ВЫВОДЫ
По итогам I полугодия 2012 г. объем госпитальных закупок в денежном выражении незначительно увеличился, а в натуральных величинах продолжается убыль. На фоне такой динамики продолжает сокращаться удельный вес госпитального сегмента в общем объеме украинского рынка лекарственных средств, тогда как личные расходы населения на лекарственные средства увеличиваются.
Что же движет рынок госпитальных закупок в денежном выражении при перманентно сокращающемся количестве закупаемых упаковок лекарственных средств? Основной вклад в прирост обеспечивает инфляционная составляющая. Некоторое влияние оказывает инновационный индекс, отражающий степень обновления этого сегмента рынка. В анализируемый период значимое влияние на прирост расходов на госпитальные закупки оказало смещение структуры госпитального потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, в частности, ввиду существенного увеличения объема госпитальных закупок дорогостоящих антидиабетических средств.
В текущем году украинские фармпроизводители продолжают укреплять свои позиции на рынке госпитальных закупок лекарственных средств, наращивая удельный вес в денежном и натуральном выражении. При этом особое развитие в сегменте украинских производителей получили препараты высокостоимостной ниши, доля которых по итогам I полугодия 2012 г. увеличилась с 17,5 до 23% в денежном и с 4 до 5% в натуральном выражении в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Итак, госпитальный сегмент рынка лекарственных средств продолжает испытывать дефицит финансовых ресурсов. На этом фоне общий объем ассигнований этого сегмента из государственного бюджета в последние годы незначительно увеличивается, однако ввиду влияния инфляционных процессов и повышения потребности в дорогостоящих препаратах количество закупаемых упаковок из года в год планомерно сокращается. Учитывая сложившийся в предыдущие годы тренд к увеличению объема госпитальных закупок, во II полугодии будем надеяться на развитие госпитального сегмента украинского рынка лекарственных средств.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим