Изменяющиеся условия бизнес-среды незамедлительно отражаются на динамике развития украинского фармрынка. О том, как складывалась ситуация в этой сфере в августе 2012 г., читатели смогут узнать, ознакомившись с ключевыми рыночными показателями.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам августа 2010–2012 гг. |
Август, год | Денежное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆,% | |
2010 | 1558 | — | 83,6 | 166 | — | 8,9 | 89 | — | 4,8 | 50 | — | 2,7 | 1864 | — |
2011 | 1806 | 15,9 | 84,2 | 192 | 15,3 | 8,9 | 90 | 0,5 | 4,2 | 57 | 15,7 | 2,7 | 2145 | 15,1 |
2012 | 2116 | 17,2 | 84,5 | 213 | 11,1 | 8,5 | 106 | 18,1 | 4,2 | 68 | 17,9 | 2,7 | 2503 | 16,7 |
Август, год | Натуральное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆,% | |
2010 | 102 | — | 64,0 | 50 | — | 31,5 | 4,6 | — | 2,9 | 2,6 | — | 1,6 | 159 | — |
2011 | 98 | -3,9 | 63,9 | 48 | -3,1 | 31,6 | 4,3 | -6,7 | 2,8 | 2,6 | 2,0 | 1,7 | 153 | -3,6 |
2012 | 104 | 6,3 | 64,5 | 49 | 1,6 | 30,5 | 4,6 | 7,2 | 2,8 | 3,3 | 27,0 | 2,1 | 161 | 5,2 |
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам августа 2012 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2010–2011 гг. |
Маркетирующая организация | 2012 | 2011 | 2010 |
Фармак (Украина) | 1 | 2 | 2 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 1 | 1 |
Дарница (Украина) | 3 | 5 | 4 |
Takeda (Япония) | 4 | 4 | 7 |
Sanofi (Франция) | 5 | 3 | 3 |
Teva (Израиль) | 6 | 6 | 5 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7 | 7 | 6 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 9 | 13 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 9 | 8 | 8 |
Servier (Франция) | 10 | 11 | 9 |
Sandoz (Швейцария) | 11 | 10 | 10 |
KRKA (Словения) | 12 | 12 | 11 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 15 | 12 |
Actavis Group (Исландия) | 14 | 14 | 14 |
ИнтерХим (Украина) | 15 | 13 | 25 |
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам августа 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам августа 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика аптечной маржи от реализации лекарственных средств и средневзвешенной наценки по итогам августа 2010–2012 гг.
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства, а также темпы прироста/убыли их реализации в денежном и натуральном выражении по итогам августа 2011–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5

Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам августа 2011–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам августа 2011–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 7

Объем оптовых поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении по итогам августа 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам августа 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Структура воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей по итогам августа 2010–2012 гг., а также темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10

Динамика инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ, в прессе и на радио по итогам августа 2010–2012 гг., а также темпы их прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
СЕГМЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИИ*
Таблица 3 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам августа 2012 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2010–2011 гг. |
Дистрибьютор | 2012 | 2011 | 2010 |
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Альба Украина (Борисполь) | 3 | 3 | 3 |
Фра-М (Донецк) | 4 | 4 | 5 |
Вента (Днепропетровск) | 5 | 5 | 6 |
Фармпланета (Киев) | 6 | 10 | — |
Фито-Лек (Харьков) | 7 | 6 | 7 |
Фармако (Киев) | 8 | 9 | 12 |
Дельта Медикел (Вишневое) | 9 | 14 | 11 |
Центр медицинский Медцентр (Киев) | 10 | 11 | 16 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА***
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
***Данные исследования телевизионной аудитории, которое проводят «GFK Ukraine» и компания «Коммуникационный альянс», предоставленные Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК), а также информация о рекламе лекарственных средств в прессе и на радио, предоставленная компанией «Мониторинг СМИ Украины». Правообладателем лицензии на софт является ИТК. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за август 2010 г., август 2011 г. и август 2012 г. При расчете показателя EqPrice были учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Детальнее по показателям — в глоссариях «GFK» www.media.gfk.ua или «ИТК» www.itk.ua
Коментарі