История формирования законодательной базы в Украине в сфере запрета рекламы лекарственных средств, направленной на конечного потребителя, насчитывает уже несколько лет. И в 2012 г. ситуация достигла своего апогея, когда был одобрен частичный запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств, утвержденный приказом МЗ Украины от 17.08.2012 г. № 639 ««Об утверждении Перечня лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, которые отпускаются без рецепта». Однако не прошло и месяца, как этот документ был отменен приказом МЗ Украины от 10.09.2012 г. № 709 «Об отмене некоторых приказов Министерства здравоохранения Украины». Это было обусловлено тем, что данный документ подлежал государственной регистрации, но не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.
На смену ему пришел новый приказ МЗ Украины от 06.11.2012 г. № 876 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, которые отпускаются без рецепта», который в соответствии с установленной процедурой был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 21 ноября 2012 г. под № 1948/22260. Он вступает в силу со дня его опубликования в официальном печатном издании. В финальную версию документа включено 327 позиций лекарственных средств с учетом форм выпуска, дозировки, номера в упаковке и производителя.
Учитывая избирательный характер Перечня, следует разобраться, какие критерии были приняты за основу при его формировании. Как указано в приказе МЗ Украины от 06.06.2012 г. № 422 «О некоторых вопросах запрета рекламирования лекарственных средств», при государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства решение об отнесении его к группе препаратов, рекламирование которых запрещено, с внесением соответствующей информации в Государственный реестр лекарственных средств Украины, принимается Министерством здравоохранения Украины на основании рекомендаций Государственного экспертного центра МЗ при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- отпуск лекарственного средства осуществляется только по рецепту врача;
- лекарственное средство содержит наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры;
- применение лекарственного средства может вызвать синдром привыкания, что указано в инструкции для медицинского применения, кроме лекарственных средств для наружного (местного) применения;
- лекарственное средство применяется исключительно в период беременности и кормления грудью;
- лекарственное средство применяется исключительно для лечения детей в возрасте до 12 лет;
- лекарственное средство применяется для лечения туберкулеза; венерических заболеваний; особо опасных инфекционных болезней; ВИЧ/СПИДа; рака и других опухолевых заболеваний; хронической бессонницы; диабета; ожирения (включая лекарственные средства, используемые для уменьшения массы тела); импотенции (эректильной дисфункции).
Финальная версия Перечня имеет некоторые отличия по сравнению с предшествующим ей документом (табл. 1 и 2).
Таблица 1 | Наименования лекарственных средств, выбывших из списка запрещенных к рекламированию |
Торговое название | Форма выпуска | Заявитель |
---|---|---|
АЛЕКС ПЛЮС | Пастилки, № 20 | Гленмарк Фармасьютикалз ЛТД |
АФАЛА | Таблетки, № 20х2, № 20х5 | Материа Медика–Украина |
ВИТРУМ® ПРЕНАТАЛ ФОРТЕ | Таблетки, покрытые оболочкой, № 15 в блистерах; № 30, № 60, № 100 во флаконах | Юнифарм, Инк. |
ИНМУНОФЛАМ | Капсулы по 90 мг, № 30 во флаконах | Лаборатория Фармур С.А. |
КОДЕФЕМОЛ® | Сироп по 100 мл во флаконах | Харьковское фармацевтическое предприятие «Здоровье народу» |
МУЛЬТИ-ТАБС МАЛЫШ МАКСИ | Таблетки для жевания, № 15х2, № 15х4 | Ферросан А/С |
НАЗОЛ БЕБИ | Капли назальные 0,125% по 15 мл во флаконах, № 1 | Сагмел, Инк. |
НАЗОЛ КИДС | Спрей назальный по 15 мл во флаконах, № 1 | Сагмел, Инк. |
ПРЕГНАВИТ | Капсулы мягкие, № 30, № 60 | ратиофарм ГмбХ |
ПРЕГНАКЕА | Капсулы, № 4, № 7, № 30 (15х2), № 90 (15х6) в блистерах | Витабиотикс Лтд |
ПРОСТАМЕД | Таблетки, № 60, № 120, № 200 | Др. Густав Кляйн ГмбХ & Ко. КГ |
СТАМИНА | Капсулы, № 30 | Аджанта Фарма Лимитед |
ТИЗИН® | Капли назальные 0,05% по 10 мл во флаконах | МакНил Продактс Лимитед |
ХУДИЯ® | Таблетки, покрытые оболочкой, № 30, № 60 | Юнифарм, Инк. |
Таблица 2 | Наименования лекарственных средств, добавленных в список запрещенных к рекламированию |
Торговое название | Форма выпуска | Заявитель |
---|---|---|
АЛЬФА-ТОКОФЕРОЛА АЦЕТАТ (ВИТАМИН Е) | Раствор масляный оральный, 100 мг/мл по 20 мл во флаконах, № 1 |
Частное акционерное общество «Технолог» |
АЛЬФА-ТОКОФЕРОЛА АЦЕТАТ (ВИТАМИН Е) | Раствор масляный оральный, 300 мг/мл по 20 мл во флаконах, № 1 |
Частное акционерное общество «Технолог» |
АЛЬФА-ТОКОФЕРОЛА АЦЕТАТ (ВИТАМИН Е) | Раствор масляный оральный, 50 мг/мл по 20 мл во флаконах, № 1 |
Частное акционерное общество «Технолог», г. Умань, Черкасская обл. |
КАЛИЯ ПЕРМАНГАНАТ | Порошок по 3 г или по 5 г во флаконах | КП «Луганская областная «Фармация», Фармацевтическая фабрика |
КАЛИЯ ПЕРМАНГАНАТ | Порошок для раствора для наружного применения по 5 г во флаконах, № 1 | ООО «Исток-Плюс» |
КРУШИНЫ КОРА | Кора по 50 г или по 100 г в пачках с внутренним пакетом; по 1,5 г в фильтр-пакетах, № 20 в пачке | Частное акционерное общество «Фармацевтическая фабрика «Виола» |
НАЗОМАКС-КАПЛИ ОТ НАСМОРКА | Капли назальные 0,01% по 10 мл во флаконах, № 1 | Юнитек Инк. Лимитед |
НАЗОМАКС-КАПЛИ ОТ НАСМОРКА | Капли назальные 0,025% по 10 мл во флаконах, № 1 | Юнитек Инк. Лимитед |
НУРОФЕН® ДЛЯ ДЕТЕЙ | Суспензия оральная с апельсиновым вкусом, 100 мг/5 мл по 100 мл во флаконе в комплекте с шприцем-дозатором в коробке | Реккитт Бенкизер Хелскер Интернешнл Лимитед |
НУРОФЕН® ДЛЯ ДЕТЕЙ | Суспензия оральная с клубничным вкусом, 100 мг/5 мл по 100 мл во флаконе в комплекте с шприцем-дозатором в коробке | Реккитт Бенкизер Хелскер Интернешнл Лимитед |
ПИКОЛЮКС | Капли оральные, раствор 7,5 мг/1 мл по 25 мл или по 50 мл во флаконах в упаковке, № 1 | «Фармтехнология», Минск |
ПРОСТАТИЛЕН-ЦИНК | Суппозитории ректальные, № 5 (5х1), № 10 (5х2) в блистерах | АТ «Лекхим-Харьков» |
ПРОСТАТИЛЕН-ЦИНК | Суппозитории ректальные, № 5, № 5х2 в контурных ячеечных упаковках | АО «Лекхим-Харков» |
РЕТИНОЛА АЦЕТАТ (ВИТАМИН А) | Капсулы по 33 000 МЕ, № 10 (10х1), № 30 (10х3), № 50 (10х5), № 2400 (10х240) в блистерах | РУП «Белмедпрепараты» |
СЛАБИЛАКС-ЗДОРОВЬЕ | Таблетки по 7,5 мг, № 10 в блистерах, № 10 (10х1), № 20 (10х2) в блистерах в коробке | Фармацевтическая компания «Здоровье» |
СЛАБИЛАКС-ЗДОРОВЬЕ | Капли оральные 7,5 мг/мл по 15 мл или 30 мл во флаконах, № 1 | Фармацевтическая компания «Здоровье» |
Какая часть рынка попала в «черный список»?
По итогам января–октября 2012 г. на украинском аптечном ОТС-рынке реализовалось 4358 наименований лекарственных средств с учетом форм выпуска, дозировок, номера в упаковке и производителя. Из них лишь 987 позиций рекламировались посредством каких-либо средств массовой информации (телевидение, печатная пресса, радио).
Как было отмечено выше, в Перечень включено 327 позиций лекарственных средств, из них для 278 позиций в текущем году были зафиксированы аптечные продажи, и лишь для 77 — инвестиции в рекламу в СМИ.
В общем объеме аптечного рынка ОТС-препаратов доля сегмента, запрещенного к рекламированию, по итогам 10 мес 2012 г. составила около 8% в денежном и натуральном выражении (рис. 1). При этом в течение последних нескольких лет их удельный вес планомерно сокращается ввиду отстающей динамики на фоне рынка безрецептурных препаратов в целом (рис. 2).


Запрет рекламы в сегменте ОТС-препаратов украинского производства затрагивает позиции, которые аккумулируют 12,4% объема их аптечных продаж в денежном и 8,8% в натуральном выражении (рис. 3). В сегменте безрецептурных лекарственных средств зарубежного производства этот показатель составляет 6,2 и 5,9% соответственно.

По итогам 10 мес 2012 г. на лекарственные средства, включенные в Перечень, приходится 10,5% всех рекламных бюджетов фармкомпаний в различные медиаканалы (рис. 4). И в данном случае наблюдается схожий с аптечным рынком ОТС-препаратов нисходящий тренд — удельный вес запрещенных к рекламированию препаратов в общем объеме инвестиций в рекламу лекарственных средств в течение последних лет уверенно сокращается.

Если рассматривать вклад Перечня лекарственных средств для каждого канала продвижения в отдельности, то в наибольшей степени запрет рекламы затрагивает маркетинговые бюджеты на телевидении — почти 11%, для прессы и радио этот показатель несколько меньше — 7,7 и 5,4% соответственно (рис. 5).

P.S.
В результате принятия приказа МЗ Украины от 06.11.2012 г. № 876 рекламный рынок лекарственных средств может потерять 11% инвестиций, причем в наибольшей степени это коснется телевидения.
Частичный запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств в нашей стране носит неоднозначный характер. В развитых государствах — странах ЕС и США — невозможно найти подобные прецеденты по запрету рекламы ОТС-препаратов, хотя следует отметить повсеместное наличие контроля рекламных сообщений. Вопрос заключается в рецептурном статусе лекарственного средства — если препарат находится в свободной продаже и не требует назначения врача, то пациент имеет право на получение информации о нем.
На просторах стран СНГ инициатива по запрету рекламы безрецептурных лекарственных средств была реализована лишь в одной стране — Азербайджане в 2006 г., однако ввиду серьезных негативных последствий для рынка в 2010 г. реклама снова была разрешена (более детальная информация представлена в «Еженедельнике АПТЕКА» № 38 (809) от 03.10.2011 г.).
Время — лучший индикатор эффективности тех или иных действий. Результаты введения частичного запрета рекламы безрецептурных лекарственных средств мы проанализируем уже в новом году.
Коментарі