«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
В абсолютных величинах по итогам I кв. 2013 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 9,2 млрд грн. за 515 млн упаковок. Темпы роста розничных продаж товаров «аптечной корзины» в I кв. 2013 г. достигли 22% в денежном и 10,7% в натуральном выражении, значительно опередив аналогичные показатели предыдущего года (табл. 1).
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2011–2013 гг. |
Январь–март, год | Лекарственные средства | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2011 | 5 688 | — | 85,2 | 517 | — | 7,8 | 282 | — | 4,2 | 185 | — | 2,8 | 6 672 | — |
2012 | 6 405 | 12,6 | 85,1 | 583 | 12,7 | 7,7 | 314 | 11,4 | 4,2 | 227 | 22,5 | 3,0 | 7 529 | 12,8 |
2013 | 7 901 | 23,3 | 86,0 | 671 | 15,0 | 7,3 | 350 | 11,4 | 3,8 | 264 | 16,6 | 2,9 | 9 186 | 22,0 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2011 | 305 | — | 65,4 | 138 | — | 29,7 | 13,4 | — | 2,9 | 9,4 | — | 2,0 | 466 | — |
2012 | 306 | 0,4 | 65,8 | 135 | -2,6 | 29,0 | 13,5 | 0,7 | 2,9 | 10,5 | 11,4 | 2,3 | 465 | -0,3 |
2013 | 337 | 10,3 | 65,6 | 151 | 12,0 | 29,3 | 14,5 | 6,9 | 2,8 | 11,7 | 11,1 | 2,3 | 515 | 10,7 |
Соотношение долевого участия товаров «аптечной корзины» в структуре розничных продаж по итогам I кв. 2013 г. осталось практически неизменным по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг. Темпы прироста продаж всех категорий товаров в анализируемый период продемонстрировали положительную динамику.
Традиционно львиную долю аккумулируют лекарственные средства с двузначными темпами прироста как в денежном, так и в натуральном выражении. Треть продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по-прежнему приходится на изделия медицинского назначения (ИМН*), что составляет 7,3% аптечной выручки.
Сегменты косметики и диетических добавок по итогам I кв. 2013 г., как и прежде, аккумулируют минимальную долю в структуре розничных продаж. В анализируемый период объем продаж косметики в денежном выражении сохранил двузначные темпы прироста минувшего года, в натуральном — динамика продаж значительно улучшилась и составила 6,9%. В сегменте диетических добавок в анализируемый период по сравнению с I кв. 2012 г. темпы прироста несколько замедлились как в упаковках, так и в деньгах.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2013 г. в среднем по аптечному рынку возросла на 10,2% и составила 17,9 грн. (рис. 1). Несмотря на то, что для всей продукции отмечается повышение средневзвешенной стоимости, это происходит гораздо меньшими темпами, нежели в аналогичный период предыдущего года. В сегменте лекарственных средств средневзвешенная стоимость 1 упаковки продолжает демонстрировать двухзначные темпы прироста. Наименьшим изменениям подверглась средневзвешенная стоимость ИМН*, по итогам года составившая 4,4 грн. Практически в 2 раза сократились и темпы прироста средневзвешенной стоимости косметики и диетических добавок — 24,2 и 22,6 грн. соответственно.

В структуре розничных продаж по итогам I кв. 2013 г. соотношение товаров украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении сохраняет тенденцию прошлых лет. В целом по рынку в натуральных единицах больший спрос отмечается для товаров, произведенных в Украине, что может быть обусловлено их более доступной ценовой политикой (рис. 2). Исключением является лишь сегмент ИМН*, где предпочтение отдается продукции из зарубежья. В денежном эквиваленте в структуре розничных продаж превалируют товары зарубежного производства.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
С каждым годом объем рынка лекарственных средств Украины уверенно увеличивается. Динамика продаж препаратов по итогам I кв. 2013 г. продолжает демонстрировать двухзначные темпы прироста в денежном и, что является знаковым, — в натуральном выражении.
Общий объем розничного рынка лекарственных средств в анализируемый период достиг 7,9 млрд грн. за 337 млн упаковок, превысив аналогичный показатель предыдущего года на 23,3% в денежном и 10,3% в натуральном выражении (рис. 3). В долларовом эквиваленте объем продаж лекарственных средств составил 98,8 млн дол. США с темпами прироста 23,3%. Таких результатов рынок лекарственных средств не демонстрировал последние 5 лет.

По итогам I кв. 2013 г. наибольший вклад в аптечную выручку внес индекс замещения, который по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился более чем в 2 раза (рис. 4). Превалирующее участие индекса замещения свидетельствует об увеличении физического потребления препаратов, а также о смещении структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства. Инфляционный индекс в анализируемый период несколько увеличился по сравнению с минувшим годом. Вклад инновационного индекса, характеризующий появление новых препаратов на рынке и уход старых, уже на протяжении 5 лет остается практически неизменным. Индекс эластичности, который позволяет оценить уровень чувствительности потребителей при изменении цен на препараты, несмотря на незначительное повышение уровня инфляции, в анализируемый период остался на нулевой отметке.

В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам I кв. 2013 г. по-прежнему в денежном выражении превалируют продажи препаратов зарубежного, а в натуральном — отечественного производства. Развитие сегмента лекарственных средств в исследуемый период в денежном выражении было обеспечено двухзначными темпами прироста продаж зарубежных и украинских препаратов в равном соотношении (рис. 5).

Динамика продаж лекарственных средств в упаковках для обоих сегментов в I кв. 2013 г. улучшила свои показатели в разы по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
По итогам Ι кв. 2013 г. в целом по рынку средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств составила 23,4 грн., что на 11,8% больше, чем в Ι кв. прошлого года (рис. 6). При незначительных опережающих темпах прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных препаратов по сравнению с зарубежными, разрыв в их стоимости в абсолютных величинах остается по-прежнему весомым. Так, в анализируемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки отечественных лекарственных средствсоставила 11,3 грн., а зарубежных — 44,8 грн., что и обусловливает размер их долевого участия в аптечной выручке Украины.

В разрезе ценовых ниш в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. более половины розничных продаж аккумулируют высокостоимостные препараты, на долю среднестоимостных приходится около 40%, вклад низкостоимостных препаратов составил лишь 8% (рис. 7). Противоположная ситуация характерна для продаж лекарственных средств в натуральном выражении, где превалируют препараты, относящиеся к низко- и среднестоимостной нишам.

В анализируемый период отмечается повышение спроса на лекарственные средства всех ценовых ниш. Лидером по этому показателю стали высокостоимостные препараты, что может быть обусловлено смещением структуры потребления лекарственных средств с дешевых на более дорогостоящие.
В фармакотерапевтической структуре рынка по итогам I кв. 2013 г. по объему продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-ю позицию вышли препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему», обогнав группу С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», которая заняла 3-е место в рейтинге (рис. 8).

Согласно данным Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины уровень заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) в I кв. 2013 г. значительно повысился по сравнению с ΙV кв. 2012 г. (рис. 9). Пик заболеваемости в период с 40-й недели 2012 г. по 14-ю неделю 2013 г. приходится на 11–24 марта 2013 г. (11–12-ю неделю) текущего года. Однако в этот период показатели заболеваемости гриппом и ОРВИ в большинстве областей Украины не превысили эпидемического порога, за исключением Николаевской и Херсонской областей, где было зарегистрировано некоторое превышение этого показателя.

Сложившаяся ситуация поспособствовала активизации продаж препаратов групп J «Противомикробные средства для системного применения», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» (см. рис. 8).
За счет увеличения потребления препаратов группы «cough&cold» в анализируемый период произошли некоторые изменения позиций в рейтинге топ-30 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I кв. 2013 г. (табл. 2). Так, значительно улучшили свое место в рейтинге такие брэнды, как ГРОПРИНОЗИН, ФАРМАЦИТРОН, ТЕРАФЛЮ, ФЕРВЕКС, АМИКСИН и др. А пятерка лидеров рейтинга брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении, во главе с АКТОВЕГИНОМ, по итогам I кв. 2013 г. осталась неизменной, за исключением брэнда ЭССЕНЦИАЛЕ, который улучшил свои позиции по сравнению с минувшим годом.
Таблица 2 | Топ-30 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Брэнд | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 | 3 | 2 |
КОДТЕРПИН | 3 | 2 | 16 |
КАРДИОМАГНИЛ | 4 | 4 | 3 |
НО-ШПА | 5 | 5 | 6 |
ГРОПРИНОЗИН | 6 | 29 | 47 |
ЦИТРАМОН | 7 | 16 | 51 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 8 | 6 | 10 |
ФАРМАЦИТРОН | 9 | 15 | 15 |
ЛИНЕКС | 10 | 23 | 19 |
АМИЗОН | 11 | 9 | 5 |
ПРЕДУКТАЛ | 12 | 8 | 11 |
КАРСИЛ | 13 | 25 | 28 |
АУГМЕНТИН | 14 | 14 | 8 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 15 | 10 | 21 |
ЛАЗОЛВАН | 16 | 18 | 9 |
АРБИДОЛ | 17 | 20 | 7 |
ТЕРАФЛЮ | 18 | 30 | 27 |
ЦЕРАКСОН | 19 | 12 | 20 |
ФЕРВЕКС | 20 | 34 | 30 |
АМИКСИН | 21 | 47 | 46 |
ВИТРУМ | 22 | 11 | 12 |
НИМЕСИЛ | 23 | 32 | 25 |
МЕТАМАКС | 24 | 42 | 89 |
СИНУПРЕТ | 25 | 36 | 37 |
СТРЕПСИЛС | 26 | 28 | 32 |
КОЛДРЕКС | 27 | 38 | 14 |
МЕЗИМ | 28 | 27 | 24 |
НУРОФЕН | 29 | 39 | 31 |
КАНЕФРОН | 30 | 13 | 17 |
В рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. неизменным лидером остается компания «Фармак» (табл. 3). Из 10 маркетирующих украинских организаций, представленных в рейтинге, 8 изменили свою позицию на более высокую или сохранили прежнюю. Наилучших результатов по итогам I кв. 2013 г. достиг Киевский витаминный завод, который с прошлогоднего 21-го места поднялся в рейтинге на 16-е. Из зарубежных организаций следует отметить «Novartis Consumer Health», поднявшийся с 30-го на 25-е место. Значительно улучшили свои позиции в рейтинге компании с максимальным Evolution Index (Ei; табл. 4).
Таблица 3 | Топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Takeda (Япония) | 3 | 4 | 4 |
Дарница (Украина) | 4 | 6 | 7 |
Teva (Израиль) | 5 | 5 | 5 |
Sanofi (Франция) | 6 | 3 | 3 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7 | 7 | 6 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 9 | 12 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 9 | 10 | 9 |
Servier (Франция) | 10 | 8 | 10 |
KRKA (Словения) | 11 | 11 | 8 |
Sandoz (Швейцария) | 12 | 12 | 11 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 16 | 14 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 14 | 17 | 17 |
Дельта Медикел (Украина) | 15 | 19 | 19 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 16 | 21 | 21 |
ПРО-фарма (Украина) | 17 | 13 | 15 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 18 | 20 | 24 |
Actavis Group (Исландия) | 19 | 18 | 16 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 20 | 23 | 18 |
ИнтерХим (Украина) | 21 | 14 | 25 |
Heel (Германия) | 22 | 15 | 13 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 23 | 22 | 22 |
Юрия-Фарм (Украина) | 24 | 25 | 34 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 25 | 30 | 30 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 26 | 24 | 23 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 27 | 27 | 27 |
Omega Pharma Group (Бельгия) | 28 | 29 | 20 |
Bionorica (Германия) | 29 | 28 | 26 |
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) | 30 | 36 | 39 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИИ
По итогам I кв. 2013 г. объем оптовых поставок лекарственных средств в аптечные учреждения составил 6,3 млрд грн., превысив показатели за аналогичный период 2012 г. на 24,8%. В натуральном выражении дистрибьюторами было поставлено 327,4 млн. упаковок лекарственных средств, что на 9,3% больше, чем годом ранее. В разрезе помесячной динамики по итогам I кв. 2013 г. темпы прироста поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и динамика реализации их конечному потребителю близко коррелируют (рис. 10). Март 2013 г. по темпам роста значительно уступает январю и февралю 2013 г., также в марте темпы увеличения загрузки аптек (Sale In) значительно ниже, чем таковые продаж (Sale Out). Такая ситуация позволяет предположить, что пик развития рынка пройден, и в ближайшие периоды успеха, отмеченного в Ι кв. 2013 г., не предвидится.

Неизменным лидером на протяжении последних 3 лет в рейтинге дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за I кв. остается компания «БаДМ» (табл. 5), продолжая уверенно наращивать свою долю в общем объеме поставок лекарственных средств. На 2-ю позицию по итогам I кв. 2013 г.вышла «Оптима-Фарм», на 3-ю — «Альба Украина».
Таблица 4 | Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) по итогам IΙ кв. 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств |
Маркетирующая организация | Ei |
---|---|
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) | 120,6 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 116,5 |
Юрия-Фарм (Украина) | 113,1 |
Дарница (Украина) | 111,1 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 110,0 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 109,5 |
Sandoz (Швейцария) | 108,9 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 107,6 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 107,4 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 107,0 |
Таблица 5 | Рейтинг дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Дистрибьютор | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
БаДМ | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм | 2 | 3 | 2 |
Альба Украина | 3 | 2 | 3 |
Вента | 4 | 5 | 4 |
Фра-М | 5 | 4 | 5 |
Фармпланета | 6 | 7 | –♫ |
Фито-Лек | 7 | 6 | 6 |
Фармако | 8 | 8 | 11 |
Центр медицинский Мед-центр М.Т.К | 9 | 9 | 15 |
Дельта Медикел | 10 | 14 | 16 |
ИТОГИ
2013 год стартовал весьма успешно. В I кв. текущего года было отмечено увеличение объема продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» с опережающими темпами прироста по сравнению с минувшим годом. В сегменте лекарственных средств темпы прироста аптечных продаж достигли рекордного значения за последние 5 лет. Опережающей динамикой ознаменовался не только объем розничных продаж в денежном выражении — 23,3%, значительный прирост зафиксирован и в упаковках — 10,3% (!). Планомерно повышается средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что на фоне превалирующего вклада индекса замещения свидетельствует о смещении структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты. Эта ситуация находит свое отражение в ценовой структуре рынка. Так, в исследуемый период максимальные темпы прироста продемонстрировали продажи лекарственных средств высокостоимостной ниши.
Изменения в структуре потребления лекарственных средств в анализируемый период в разрезе групп АТС-классификации — активизация аптечных продаж таких групп препаратов, как J, R и N, — очевидно, обусловлены сезонным повышением заболеваемости населения Украины гриппом и ОРВИ, чего не наблюдалось в прошлом году. Таким образом, в начале текущего года были заданы активные темпы развития рынка — двухзначный прирост в натуральном выражении. Подобной динамики продаж лекарственных средств розничный сегмент не демонстрировал с 2006 г. Однако Ι кв. 2013 г. завершен, и он останется в хрониках фармрыка одним из исторических максимумов. В ближайшее время рынок ждет замедление динамики продаж лекарственных средств.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим