При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.
Для определения укрупненного регионального развития мы распределили 26 областей по 5 крупным регионам: Восточный — Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области; Западный — Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области; Центральный — Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области; Южный — АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области; а также Киев.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам 9 мес 2013 г. общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», в частности лекарственных средств, изделий медицинского назначения (ИМН*), косметики и диетических добавок составил 25,6 млрд грн. за 1,46 млрд упаковок, превысив показатель предыдущего года на 13% в денежном и 2,6% в натуральном выражении.
Распределение доли регионов в общем объеме розничной реализации фармацевтической продукции в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г. имеет достаточно неоднородный характер. Это обусловлено различными экономическими и социально-демографическими особенностями каждого региона, а также его территориального расположения. Так, из 26 регионов нашей страны 6 — Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская обл., АР Крым и Одесская обл. — суммарно аккумулируют почти половину общенациональной аптечной выручки (рис. 1). И именно эти регионы задают основные тенденции аптечного рынка Украины.

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» для различных регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка в денежном выражении (табл. 1). Во всех регионах, без исключения, львиную долю аптечных продаж занимают лекарственные средства, которая неизменно удерживается на уровне 80–90%. Удельный вес ИМН варьирует в диапазоне 6–9%. Доля парафармацевтической продукции (косметика и диетические добавки) в общем объеме товаров «аптечной корзины» в последние годы увеличивается медленно, но уверенно. Из общей картины стабильно выделяются Киев и Одесская обл., где суммарная доля косметики и диетических добавок составляет 10,4 и 11,3% аптечной выручки соответственно. К такому показателю постепенно приближается и Киевская обл., удельный вес парафармацевтической продукции в которой в анализируемый период составил 9,7% объема розничных продаж, для сравнения в целом по Украине этот показатель — 7%.
Таблица 1 | Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г. |
Регион | Объем продаж, млн грн. | Доля, % | |||
Лекарственные средства | ИМН | Косметика | Диетические добавки | ||
Киев | 2815,9 | 81,6 | 8,0 | 7,1 | 3,3 |
Донецкая обл. | 2611,9 | 85,6 | 7,6 | 3,4 | 3,4 |
Днепропетровская обл. | 2285,7 | 87,3 | 7,0 | 2,9 | 2,8 |
Харьковская обл. | 1636,7 | 84,1 | 9,1 | 4,1 | 2,7 |
АР Крым | 1618,8 | 84,9 | 7,8 | 4,4 | 2,9 |
Одесская обл. | 1551,4 | 81,2 | 7,5 | 7,5 | 3,8 |
Львовская обл. | 1247,6 | 82,7 | 9,2 | 5,1 | 3,0 |
Запорожская обл. | 1180,7 | 88,9 | 7,0 | 1,9 | 2,2 |
Луганская обл. | 1109,4 | 86,3 | 8,8 | 2,4 | 2,5 |
Киевская обл. | 893,2 | 80,8 | 9,5 | 6,1 | 3,6 |
Полтавская обл. | 783,1 | 86,6 | 8,3 | 2,6 | 2,5 |
Винницкая обл. | 758,6 | 85,2 | 7,9 | 3,7 | 3,2 |
Черкасская обл. | 663,6 | 85,5 | 8,4 | 3,2 | 2,9 |
Ивано-Франковская обл. | 638,5 | 87,3 | 7,5 | 2,7 | 2,5 |
Херсонская обл. | 608,3 | 84,6 | 7,7 | 4,0 | 3,7 |
Хмельницкая обл. | 577,0 | 87,1 | 6,9 | 3,1 | 2,9 |
Житомирская обл. | 557,7 | 88,0 | 7,7 | 2,1 | 2,2 |
Николаевская обл. | 515,6 | 88,8 | 6,0 | 2,3 | 2,9 |
Черниговская обл. | 511,4 | 87,8 | 7,9 | 2,2 | 2,1 |
Сумская обл. | 506,2 | 86,6 | 7,8 | 2,9 | 2,7 |
Ровенская обл. | 474,6 | 83,5 | 8,8 | 4,7 | 3,0 |
Черновицкая обл. | 460,9 | 87,6 | 6,0 | 3,3 | 3,1 |
Волынская обл. | 432,0 | 83,0 | 9,8 | 4,6 | 2,6 |
Закарпатская обл. | 431,7 | 85,4 | 7,4 | 3,7 | 3,5 |
Кировоградская обл. | 392,3 | 85,9 | 8,8 | 2,8 | 2,5 |
Тернопольская обл. | 366,5 | 86,5 | 7,0 | 3,7 | 2,6 |
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Лекарственные средства традиционно являются драйвером аптечного рынка Украины. Совокупный объем аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период составил 21,8 млрд грн. за 930 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели увеличились на 13,4% в денежном и 1,5% в натуральном выражении.
Во всех регионах страны за 9 мес 2013 г. отмечается положительная динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. В 18 из 26 регионов отмечены двухзначные темпы прироста объема продаж. В натуральных величинах ситуация была менее однородной — в 9 регионах (Киев, Донецкая, Одесская, Полтавская, Херсонская, Житомирская, Николаевская, Ровенская, Кировоградская области) объем розничной реализации лекарственных средств сократился (рис. 2). Максимальный прирост объема аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован в Западном и Центральном регионах (рис. 3).


В нашей стране отсутствует страховая медицина, поэтому объем потребления лекарственных средств из расчета на душу населения напрямую зависит от среднего уровня месячной заработной платы в регионах. По итогам 9 мес 2013 г. в целом по стране средний показатель потребления лекарственных средств на душу населения составил 479 грн. (рис. 4). Самый высокий уровень среднедушевого потребления отмечен в Киеве, но следует принимать во внимание тот факт, что расчет производится на основании официальных статистических данных о численности населения, а в столице, как известно, проживает большое количество приезжих. Поэтому фактический показатель потребления будет значительно ниже. Также значительный уровень потребления зафиксирован в регионах с максимальным уровнем заработной платы (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области) и в приморских регионах, где такой показатель обусловлен высоким миграционным потоком населения в летние месяцы с целью отдыха.

В большинстве регионов страны вклад в общий объем аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении превалирует над аналогичным показателем в денежном эквиваленте (рис. 5). Однако в густонаселенных регионах соотношение данных показателей имеет противоположный характер.

В анализируемый период двухзначные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств зафиксированы в 20 регионах Украины (рис. 6). Максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зафиксирована в Киеве и составляет 29 грн., а минимальная в Полтавской обл. — 15 грн.

Опережающая динамика потребления лекарственных средств высокостоимостной ниши характерна практически для всех регионов Украины, за исключением Черкасской и Тернопольской областей, где более активно развивается сегмент среднестоимостных препаратов. Следует отметить, что в некоторых областях зафиксирована отрицательная динамика объема продаж лекарственных средств в натуральном выражении (рис. 7).

В исследуемый период в подавляющем большинстве регионов темпы прироста объема аптечных продаж препаратов отечественного производства превосходят таковые зарубежных. В 4 регионах Украины, а именно Киеве, Одесской, Полтавской и Закарпатской областях, ситуация диаметрально противоположная, опережающую динамику развития демонстрируют зарубежные препараты (рис. 8).

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации в регионах Украины весьма схожа — безоговорочным лидером продаж во всех регионах являются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов (17 регионов) представлены препараты группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а в остальных — R «Средства, действующие на респираторную систему» и N «Средства, действующие на нервную систему».
Безусловным лидером топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в регионах является АКТОВЕГИН, лидирующий в 17 регионах (табл. 2). В остальных регионах лидирующие позиции заняли КАРДИОМАГНИЛ, КОДТЕРПИН, СЕРЕТИД и НАТРИЙ ХЛОРИД.
Таблица 2 | Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г. |
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Киев | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | АМИКСИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | ПРЕДУКТАЛ |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ЦИТРАМОН |
Харьковская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НАЛБУФИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
АР Крым | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ |
Одесская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | ГЕПТРАЛ |
Запорожская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | ЦИТРАМОН |
Львовская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ТИОТРИАЗОЛИН | НИМЕСИЛ |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕРАКСОН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | КАРДИОМАГНИЛ |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦИТРАМОН | АКТОВЕГИН | РЕОСОРБИЛАКТ | НО-ШПА |
Винницкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | КОРВИТИН | ГРОПРИНОЗИН | НО-ШПА |
Черкасская обл. | СЕРЕТИД | АКТОВЕГИН | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Ивано-Франковская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | АКТОВЕГИН | ЦИТРАМОН | СЕРЕТИД |
Херсонская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | МЕТАМАКС | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Хмельницкая обл. | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Житомирская обл. | СЕРЕТИД | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | ТИВОРТИН | ЦИТРАМОН |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | МЕТАМАКС | РЕОСОРБИЛАКТ | КОРВИТИН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Черновицкая обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ТИВОРТИН | НИМЕСИЛ | КАРДИОМАГНИЛ |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ | ТИОТРИАЗОЛИН |
Закарпатская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ЛИПРАЗИД | НИМЕСИЛ | ЦЕФТРИАКСОН |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЦИТРАМОН | МЕТАМАКС | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | РЕОСОРБИЛАКТ | ЦИТРАМОН |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ЛОРАКСОН | ЦИТРАМОН |
В целом по рынку | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–сентября 2013 г. лидирует компания «Фармак», которая заняла 1-е место в 14 регионах Украины. В 5 регионах (Житомирской, Ивано-Франковской, Киевской, Львовской, Одесской, Ровенской и Черновицкой областях) лидером по этому показателю стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В 3 регионах (Донецкой, Луганской и Харьковской областях) пальма первенства принадлежит компании «Takeda». А Фармацевтическая фирма «Дарница» стала лидером в Тернопольской и Черниговской областях.
ИТОГИ
Каждый регион нашей страны имеет уникальные особенности по географическому расположению, площади, благосостоянию населения, количеству и внутрирегиональной структуре населения. Все эти факторы оказывают непосредственной влияние на развитие локального аптечного рынка. Так, 6 из 26 регионов нашей страны — Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская Одесская области и АР Крым — суммарно аккумулируют почти половину общенациональной аптечной выручки. Это регионы с крупнейшими городами и высокой плотностью населения, а также более высокими доходами на фоне других областей.
Во всех регионах Украины в анализируемый период отмечена положительная динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. Если посмотреть на рынок с точки зрения количества реализованных упаковок, то данный показатель снизился в 10 регионах.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на аптечном рынке во всех регионах в этот период продемонстрировала прирост, причем в 20 регионах он измеряется двухзначными цифрами. Эта динамика обусловлена опережающим развитием высокостоимосного сегмента лекарственных средств в большинстве регионов Украины. Почти во всех регионах сохраняется наметившаяся ранее тенденция к увеличению потребления отечественной продукции.
Все регионы в нашей стране отличаются друг от друга, но страна едина. Поэтому анализ каждого региона в отдельности дает нам более глубокое понимание ситуации, сложившейся на отечественном фармацевтическом рынке.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим