МЕТОДОЛОГИЯ
Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 01.01.2011 г., 01.10.2012 г., 01.11.2013 г. и 03.01.2014 г., уточненных и актуализированных данными проекта «Axioma». Кроме того, использованы данные об аптечных продажах в Украине аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также Государственного комитета статистики Украины.
В основе этого анализа — информация об аптечных предприятиях (субъектах хозяйствования), имеющих лицензию на розничную торговлю. Также в исследовании используется понятие «аптечная сеть». Если аптечное предприятие представляет собой агломерат различных видов торговых точек, однозначно объединенных юридически, работающих по одной лицензии, то понятие аптечной сети более широкое. Аптечной сетью могут быть как отдельные аптечные предприятия (сети централизованного типа), так и их совокупность (сети холдингового типа), объединенная общим собственником или по ряду договорных параметров (цели, средства, брэнд и т.д.). По сути, синонимом аптечного предприятия может считаться только аптечная сеть централизованного типа. Вместе с тем холдинговые аптечные сети могут включать несколько десятков лицензиатов.
В рамках данного исследования предусмотрено распределение торговых точек по различным параметрам в зависимости от:
- географического расположения: вся территория Украины условно разделена на 5 регионов (табл. 1);
- величины населенного пункта: малые населенные пункты (<100 тыс. человек), средние города (100–700 тыс.), большие города (более 700 тыс.);
- типа населенного пункта: город, поселок городского типа, село;
- размера аптечной сети: одиночная (торговая точка, являющаяся самостоятельным юридическим лицом и не владеющая другими торговыми точками), малая (2–5 торговых точек), средняя (6–10 торговых точек), крупная (11–25 торговых точек), большая (26–50 торговых точек), мегасеть (более 50 торговых точек);
- географического охвата аптечной сети: локальные (1 область), региональные (<5 областей), мультирегиональные (≥5 областей в ≥2 регионах), национальные (все регионы, ≥100 торговых точек, ≥15 областей).
Таблица 1 | Региональное распределение |
Регион | Области |
Западный | Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный | Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская |
Восточный | Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская |
Южный | АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
Киев | Представлен как самостоятельная административная единица |
Общие тенденции и региональные особенности
За последние 3 года в целом по стране обеспеченность населения аптечными учреждениями увеличилась. Данная тенденция является следствием увеличения количества торговых точек, при том что численность населения из года в год уменьшается. В среднем по состоянию на 03.01.2014 г. на 1 аптечное учреждение приходится 2120 человек (рис. 1).

Уровень доступности фармацевтического обслуживания зависит от типа населенного пункта. Так, за последние 3 года количество торговых точек увеличилось только в городах, в то же время в селах и поселках городского типа, наоборот, уменьшилось, что, очевидно, связано с ликвидацией аптечных киосков. Напомним, что в течение 3 лет к 1 января 2013 г. в Украине закрылись 3,5 тыс. аптечных киосков. По состоянию на 03.01.2014 г. количество торговых точек в селах составляет 2785, в то время как в начале 2011 г. их насчитывалось 3102. В поселках городского типа наблюдается подобная картина, хотя и не столь драматичная (рис. 2).

За последние 3 года количество аптек увеличилось почти на 4 тыс., а аптечных пунктов — на 114. По состоянию на 03.01.2014 г. в Украине функционирует 21 439 торговых точек.
На сегодня в инфраструктуре торговых точек 75% составляют аптеки, а 25% — аптечные пункты. При этом аптеки аккумулируют 84% розничной реализации аптечного рынка, а аптечные пункты — 16% (рис. 3).

Средний выторг на 1 торговую точку отличается не только в разрезе типов точек, но и типов населенных пунктов. При этом прослеживается взаимосвязь между объемом выторга и размером населенного пункта (рис. 4).

Кто же обеспечил увеличение количества торговых точек, о котором мы упоминали выше? За последние 3 года количество торговых точек, принадлежащих мегасетям, увеличилось на 470. Большие прибавили 275, крупные — 399, число одиночных торговых точек увеличилось на 111, а малые аптечные предприятия утратили 589 торговых точек. Таким образом, вялотекущая консолидация ритейла в последние годы обеспечивает увеличение количества торговых точек, принадлежащих мегасетям, при уменьшении их количества у малых аптечных сетей. В скором времени мегасети могут выйти в лидеры по количеству торговых точек на аптечном рынке. Однако в настоящее время в общей структуре аптечного рынка малым аптечным сетям принадлежит максимальное количество торговых точек — 5863. Мегасети идут следом, совокупно объединяя 5387 торговых точек (рис. 5).

Касательно инфраструктуры аптечных сетей с точки зрения их размеров можно отметить следующее. За последние 3 года количество мегасетей осталось неизменным. Незначительно изменилось количество больших, средних и малых сетей. С другой стороны, число аптечных сетей, представленных одиночными торговыми точками, значительно увеличилось. По состоянию на 01.11.2013 г. количество таких сетей увеличилось по сравнению с 01.10.2012 г. с 2598 до 2900 (рис. 6). Вероятно, это может свидетельствовать о том, что розничный сегмент фармрынка представляет все больший интерес для предпринимателей, которые только пробуют себя в этом бизнесе.

Наряду с количеством торговых точек важной характеристикой аптечных сетей является их география. Большинство аптечных сетей, представленных на рынке, являются локальными и с каждым годом их становится все больше. По состоянию на 01.11.2013 г. насчитывается 5462 локальных сети, в то время как на 01.10.2012 г. данный показатель составлял 5279. В 2013 г. количество региональных и мультирегиональных сетей уменьшилось. Национальные сети демонстрируют постоянство, их число по сравнению с предыдущим годом осталось неизменным (рис. 7).

В контексте форм собственности стоит отметить, что удельный вес торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, постепенно увеличивается и по состоянию на 01.11.2013 г. составляет почти 25% (рис. 8). На сегодня им принадлежит более 5 тыс. торговых точек.

В малых населенных пунктах в руках частных предпринимателей находится почти треть торговых точек. Однако с увеличением размера города удельный вес торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, в их общей совокупности становится все меньше, составляя в Киеве всего около 3% (рис. 9).

Если же рассматривать данную форму собственности в региональном разрезе, то по состоянию на 01.11.2013 г. в 17 регионах Украины из 26 продемонстрирован положительный прирост удельного веса торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям (рис. 10).

В целом по стране частным предпринимателям принадлежит около 20% общего объема аптечной выручки. В разных регионах доля частных предпринимателей в инфраструктуре торговых точек и объеме региональной аптечной выручки выглядит по-разному. Так, например, в Ивано-Франковской обл. удельный вес частных предпринимателей в инфраструктуре торговых точек региона составляет 54%, в объеме аптечной выручки — 46%. При этом доля этой области в общем объеме аптечной выручки весьма незначительна и составляет всего 3%. В то же время в Киеве удельный вес частных предпринимателей в инфраструктуре торговых точек региона составляет 3%, в объеме аптечной выручки региона — 2%. При этом доля столицы в общем объеме аптечной выручки составляет 11% (рис. 11).

Рассматривая обеспеченность населения аптечными учреждениями в региональном аспекте, следует отметить, что максимальная обеспеченность из расчета на душу населения по состоянию на 01.11.2013 г. характерна для Южного региона — 1 торговая точка на 2122 человека. В других регионах этот показатель в среднем составляет 2133–2183 человека, из чего можно сделать вывод о равномерном обеспечении аптечными учреждениями в регионах Украины (рис. 12).

В Восточном регионе в силу его густонаселенности сосредоточено максимальное количество торговых точек — 5783, что составляет чуть более 27% их общей совокупности. В 3 из 4 областей, входящих в состав региона, количество аптек превышает 1000. Киев не отстает от областей Восточного региона, сосредоточив на своей территории 1092 торговые точки. По количеству торговых точек за Восточным регионом в порядке убывания следуют Западный, Центральный и Южный (табл. 2).
Таблица 2 | Количество аптек и аптечных пунктов в разрезе областей Украины, АР Крым и Киева по состоянию на 01.11.2013 г. |
Область/регион | Количество торговых точек | Доля, % | ||||
Аптека | Аптечный пункт | Всего | Аптека | Аптечный пункт | Всего | |
Украина | ||||||
Всего | 15 901 | 5 245 | 21 146 | 75,2 | 24,8 | – |
Восточный регион | ||||||
Днепропетровская | 1 228 | 343 | 1 571 | 78,2 | 21,8 | 7,4 |
Донецкая | 1 283 | 500 | 1 783 | 72,0 | 28,0 | 8,4 |
Луганская | 813 | 338 | 1 151 | 70,6 | 29,4 | 5,4 |
Харьковская | 1 030 | 248 | 1 278 | 80,6 | 19,4 | 6,0 |
Всего | 4 354 | 1 429 | 5 783 | 75,3 | 24,7 | 27,3 |
Западный регион | ||||||
Волынская | 253 | 163 | 416 | 60,8 | 39,2 | 2,0 |
Закарпатская | 546 | 110 | 656 | 83,2 | 16,8 | 3,1 |
Ивано-Франковская | 541 | 154 | 695 | 77,8 | 22,2 | 3,3 |
Львовская | 879 | 254 | 1 133 | 77,6 | 22,4 | 5,4 |
Ровенская | 343 | 135 | 478 | 71,8 | 28,2 | 2,3 |
Тернопольская | 423 | 123 | 546 | 77,5 | 22,5 | 2,6 |
Хмельницкая | 480 | 167 | 647 | 74,2 | 25,8 | 3,1 |
Черновицкая | 310 | 122 | 432 | 71,8 | 28,2 | 2,0 |
Всего | 3 775 | 1 228 | 5 003 | 75,5 | 24,5 | 23,7 |
Киев | ||||||
Всего | 1 092 | 227 | 1 319 | 82,8 | 17,2 | 6,2 |
Центральный регион | ||||||
Винницкая | 598 | 147 | 745 | 80,3 | 19,7 | 3,5 |
Житомирская | 396 | 161 | 557 | 71,1 | 28,9 | 2,6 |
Киевская | 597 | 149 | 746 | 80,0 | 20,0 | 3,5 |
Кировоградская | 349 | 207 | 556 | 62,8 | 37,2 | 2,6 |
Полтавская | 497 | 200 | 697 | 71,3 | 28,7 | 3,3 |
Сумская | 393 | 146 | 539 | 72,9 | 27,1 | 2,5 |
Черкасская | 478 | 178 | 656 | 72,9 | 27,1 | 3,1 |
Черниговская | 259 | 154 | 413 | 62,7 | 37,3 | 2,0 |
Всего | 3 567 | 1 342 | 4 909 | 72,7 | 27,3 | 23,2 |
Южный регион | ||||||
АР Крым | 759 | 258 | 1 017 | 74,6 | 25,4 | 4,8 |
Запорожская | 609 | 202 | 811 | 75,1 | 24,9 | 3,8 |
Николаевская | 415 | 152 | 567 | 73,2 | 26,8 | 2,7 |
Одесская | 957 | 279 | 1 236 | 77,4 | 22,6 | 5,8 |
Херсонская | 373 | 128 | 501 | 74,5 | 25,5 | 2,4 |
Всего | 3 113 | 1 019 | 4 132 | 75,3 | 24,7 | 19,5 |
Структура торговых точек в региональном разрезе приближена к таковой в целом по рынку — преобладают аптеки, удельный вес которых по состоянию на 01.11.2013 г. в Восточном, Западном и Южном регионах составляет около 75%, доля аптечных пунктов в этих регионах составляет около 25%. В Центральном регионе удельный вес аптек аккумулирует около 73%, аптечных пунктов — 27%. В инфраструктуре аптечного рынка Киева около 83% занимают аптеки, около 17% — аптечные пункты.
Экономическая эффективность аптечного ритейла в разрезе областей Украины значительно варьирует. Так, столичные аптечные сети аккумулируют около 11% аптечной выручки и 6% общего количества торговых точек страны (рис. 13). При этом важно понимать, что конкурентная среда мегаполисов всегда достаточно агрессивна.

ЛИДЕРЫ сегмента
1-е место среди аптечных сетей по объему продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г. занимает «Аптека-Магнолия» (табл. 3). Аптечные сети «Мед-Сервис групп» и «Титан» заняли 2-ю и 3-ю позицию соответственно. Данная тройка аккумулирует почти 8% совокупного аптечного выторга (рис. 14).
Таблица 3 | Топ-10 аптечных сетей по объему аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2013 г. и аналогичный период 2012 г. |
Аптечная сеть | № п/п, год | |
2013 | 2012 | |
Аптека-Магнолия (Запорожье) | 1 | 1 |
Мед-Сервис групп (Днепропетровск) | 2 | 2 |
Титан (Харьков) | 3 | 9 |
Бажаємо здоров’я Сириус-95 (Киев) | 4 | 6 |
Украинский аптечный холдинг (Донецк) | 5 | 3 |
Фармастор (Киев) | 6 | 5 |
Арника (Донецк) | 7 | 4 |
Фармация (Луганск) | 8 | 7 |
Гамма-55 (Харьков) | 9 | 11 |
Донбасс-Фармация-Трейдинг (Донецк) | 10 | 8 |

В рейтинге аптечных сетей по количеству торговых точек с большим отрывом от конкурентов лидирует КП «Луганская областная «Фармация». Дополняют тройку лидеров «Мед-Сервис групп» и «Украинский аптечный холдинг». Эта тройка стабильно удерживает свои позиции уже второй год (табл. 4).
Таблица 4 | Топ-10 аптечных сетей по количеству торговых точек на 01.11. 2012 г., 01.11.2013 г. |
Аптечная сеть | № п/п, год | |
2013 | 2012 | |
Фармация (Луганск) | 1 | 1 |
Мед-Сервис групп (Днепропетровск) | 2 | 2 |
Украинский аптечный холдинг (Донецк) | 3 | 3 |
Полтавафарм (Рассошенцы) | 4 | 4 |
Аптека-Магнолия (Запорожье) | 5 | 15 |
Фалби (Киев) | 6 | 5 |
Фармация (Одесса) | 7 | 8 |
Фармация (Киев) | 8 | 6 |
Фармастор (Киев) | 9 | 11 |
Лики Кировоградщины (Кировоград) | 10 | 7 |
В 2013 г. среди топ-операторов розницы произошли существенные изменения. В частности, к концу года утратили свои позиции компании «Фалби» и «Эдельвейс».
ИТОГИ
Количество торговых точек в Украине в последние годы незначительно увеличилось, в основном за счет аптек. При этом новые торговые точки преимущественно открылись в городах. В то же время их число в поселках городского типа и селах в 2013 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось. А это означает, что ликвидацию киосков пока не удалось компенсировать за счет открытия новых торговых точек в таких населенных пунктах, несмотря на либерализацию лицензионных условий.
В разрезе форм собственности можно отметить следующую тенденцию – чем больше регион, тем меньше удельный вес торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, в их общей совокупности. Поэтому усиление регуляторного давления на частных предпринимателей может негативно отразиться на фармацевтическом обеспечении населения малых населенных пунктов, которое и без того оставляет желать лучшего, особенно после ликвидации аптечных киосков. В одной из наших следующих публикаций мы рассмотрим инфраструктуру аптечного рынка в разрезе форм собственности более подробно.
Уровень консолидации ритейла остается невысоким, однако мегакластер постепенно, но неравномерно, развивается за счет увеличения количества торговых точек в составе мегасетей и больших сетей. Кто-то теряет, а кто-то находит!
Елена Приходько
Коментарі