Аптечные продажи, дистрибуция, промоция и реклама являются неотъемлемыми составляющими единого организма под названием фармацевтический рынок. О том, как складывалась ситуация во всех этих сферах в феврале 2014 г., читатели смогут узнать, ознакомившись с ключевыми рыночными показателями за этот период.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2012–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика аптечной маржи от реализации лекарственных средств по итогам февраля 2012–2014 гг.
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам февраля 2013–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам февраля 2013–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам февраля 2013–2014 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2012–2014 гг. |
Февраль, год | Лекарственные средства | ИМН*** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2012 | 2034 | — | 84,8 | 187 | — | 7,8 | 102 | — | 4,3 | 73 | — | 3,1 | 2397 | — |
2013 | 2563 | 26,0 | 86,3 | 215 | 14,7 | 7,2 | 106 | 3,6 | 3,6 | 85 | 16,4 | 2,9 | 2969 | 23,9 |
2014 | 2891 | 12,8 | 85,5 | 252 | 17,4 | 7,5 | 126 | 19,0 | 3,7 | 110 | 29,0 | 3,3 | 3379 | 13,8 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2012 | 96 | — | 66,1 | 42 | — | 28,6 | 4,4 | — | 3,0 | 3,4 | — | 2,3 | 146 | — |
2013 | 107 | 10,8 | 65,4 | 48 | 15,6 | 29,6 | 4,5 | 1,1 | 2,7 | 3,7 | 9,4 | 2,3 | 163 | 11,9 |
2014 | 109 | 2,4 | 64,8 | 50 | 3,9 | 29,8 | 4,9 | 10,2 | 2,9 | 4,2 | 12,8 | 2,5 | 169 | 3,3 |
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Маркетирующая организация | 2014 | 2013 | 2012 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Takeda (Япония) | 3 | 3 | 4 |
Дарница (Украина) | 4 | 6 | 6 |
Артериум Корпорация (Украина) | 5 | 7 | 7 |
Sanofi (Франция) | 6 | 4 | 3 |
Teva (Израиль) | 7 | 5 | 5 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 9 | 9 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 9 | 10 | 11 |
KRKA (Словения) | 10 | 11 | 10 |
Sandoz (Швейцария) | 11 | 12 | 12 |
Servier (Франция) | 12 | 8 | 8 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 13 | 16 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 14 | 18 | 18 |
Actavis Group (Исландия) | 15 | 15 | 17 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам февраля 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Брэнд | 2014 | 2013 | 2012 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КАРДИОМАГНИЛ | 2 | 4 | 4 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 3 | 2 | 3 |
ГРОПРИНОЗИН | 4 | 7 | 43 |
ФАРМАЦИТРОН | 5 | 9 | 13 |
НО-ШПА | 6 | 5 | 5 |
КОДТЕРПИН | 7 | 3 | 2 |
НИМЕСИЛ | 8 | 23 | 34 |
ЦИТРАМОН | 9 | 8 | 15 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 10 | 6 | 7 |
НУРОФЕН | 11 | 40 | 51 |
ТЕРАФЛЮ | 12 | 20 | 24 |
СТРЕПСИЛС | 13 | 28 | 27 |
СПАЗМАЛГОН | 14 | 15 | 20 |
АМИКСИН | 15 | 26 | 47 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Рис. 7

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам февраля 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Дистрибьютор | 2014 | 2013 | 2012 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Альба Украина (Борисполь) | 3 | 3 | 3 |
Вента (Днепропетровск) | 4 | 4 | 5 |
Фра-М (Донецк) | 5 | 5 | 4 |
Фармпланета (Киев) | 6 | 6 | 7 |
Фито-Лек (Харьков) | 7 | 7 | 6 |
Фармако (Киев) | 8 | 9 | 8 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 9 | 8 | 10 |
Аметрин ФК (Киев) | 10 | 17 | 21 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА****
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам февраля 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Структура воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей по итогам февраля 2012–2014 гг., а также темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10

Динамика объема инвестиций***** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам февраля 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — более 51,2 грн./упаковка.
***В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за февраль 2012, февраль 2013 и февраль 2014 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК http://www.itk.ua
*****В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 2,5–3 раза выше реальных.
Юлия Кордубайло
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим