
Если же документом все-таки предусмотрено введение 7% ставки НДС по операциям первой поставки зарегистрированных лекарственных средств (в том числе аптеками), а также ИМН согласно перечню, утвержденному Правительством.
Под первой поставкой лекарственных средств и ИМН подразумевается:
a) ввоз на таможенную территорию Украины;
b) первая поставка отечественным производителем. То есть, оплата НДС в размере 7% будет осуществляться по следующим операциям:
1) импорт:
- всех зарегистрированных в Украине готовых лекарств, продукции in bulk и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), исходя из определения лекарственных средств в Законе Украины «О лекарственных средствах»;
- ИМН, включенных в перечень, который должен будет быть утвержден КМУ;
2) реализация отечественным производителем:
- всех зарегистрированных в Украине готовых лекарственных средств, продукции in bulk и АФИ, исходя из определения лекарственных средств в Законе Украины «О лекарственных средствах»;
- ИМН, включенных в перечень, который должен быть утвержден КМУ.
Относительно налогообложения лекарств
Обращаем внимание, что облагаться НДС по первой поставке будут как импортные, так и отечественные лекарственные средства. Первая поставка не будет освобождена от обложения НДС, вторая и последующие — будут.
Схематически налогообложение поставок лекарственных средств можно изобразить следующим образом (рис. 1). Можно предположить, что в случае производства готовых препаратов из импортированной продукции in bulk или АФИ облагаться будут как операции по импорту последних, так и по реализации уже готовых лекарственных средств.

средствами
Относительно налогообложения ИМН
На сегодня ИМН (кроме перечня согласно постановлению КМУ от 08.08.2011 г. № 867) и медицинская техника (оборудование) облагаются НДС в общем порядке.
Трактовка принятого правительством закона относительно налогообложения ИМН вызывает ряд вопросов, среди которых отдельного внимания заслуживает неурегулированность терминологии: подпадает ли медицинская техника (оборудование) под понятие «ИМН»?
Хотелось бы отметить, что при составлении перечня (перечней) ИМН могут быть отображены по кодам УКТВЭД, как это на сегодня закреплено в перечне ИМН, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Разъясним, что первая поставка ИМН не будет освобождена от налогообложения НДС в любом случае. В отношении второй и последующих поставок принятый закон гласит: «Операции, освобожденные от налогообложения: поставка … ИМН, кроме первой поставки , согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины» (п. 197.1.27 Налогового кодекса Украины — НКУ). То есть, неоднозначным является вопрос, что же это за перечень, о котором идет речь в данном пункте, а именно: КМУ должен быть утвержден один или два отдельных перечня ИМН (п. 193.1 и п. 197.1.27 НКУ).
Первый вариант. В обоих пунктах речь идет об одном и том же перечне товаров. То есть, в п. 193.1 НКУ говорится о перечне товаров, которые будут облагаться 7% НДС, а в п. 197.1.27 НКУ освобожденными товарами будут считаться те, которые не вошли в перечень согласно п. 193.1 НКУ. В таком случае схематически налогообложение операций с ИМН можно изобразить следующим образом (рис. 2).

Второй вариант. В п. 193.1 НКУ и п. 197.1.27 НКУ речь идет о различных перечнях товаров, которые не совпадают:
- ИМН, которые облагаются НДС 7%;
- ИМН, которые освобождены от обложения НДС.
В таком случае при ответе на вопрос, облагается ли каждая из операций с ИМН НДС, необходимо будет руководствоваться отдельными перечнями.
В случае подписания данного документа и.о. Президента Украины указанные положения вступят в силу уже с 1 апреля 2014 г. Для конечных потребителей это означает повышение цен на фармацевтическую продукцию в ближайшие дни. При этом подорожание затронет не только продукцию зарубежного производства, а и отечественного, которая, в том числе, производится из импортированного сырья.
На начальных этапах внедрения НДС до приведения в соответствие подзаконных актов и адаптации субъектов хозяйствования к новшествам принятие законопроекта № 4576 неизбежно вызовет ряд негативных последствий. В связи с тем, что голосование за законопроект произошло за 3 дня до введения НДС на фармацевтическую продукцию, это неизбежно вызовет временную дезорганизацию системы поставок и реализации. Есть также вероятность того, что объем госпитальных закупок в будущем сократится за счет бюджетных ограничений.
Поскольку в Украине не запущен эффективный механизм страховой медицины, система реимбурсации введена только по одной группе препаратов и вызывает множество вопросов, то большинство пациентов в результате почувствуют ощутимый удар по своему «кошельку» либо утратят возможность покупать даже жизненно важные лекарственные средства и ИМН.
По мнению подавляющего большинства экспертов товарные остатки переоценивать не нужно, а начислять НДС необходимо в момент реализации. Субъекты хозяйствования могут закладывать 7 % НДС в момент реализации фармпродукции: оплаты или поставки (первое событие).
Уже завтра, 1 апреля 2014 вступят в силу отдельные положения Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». Несмотря на то, что его уже подписал и.о. Президента Украины Александр Турчинов (как указано на сайте парламента «Возвращено с подписью от Президента (31.03.2014)») и присвоен № 1166-VII, текст документа до сих пор не обнародован.
В то же время Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины в заключении к соответствующему законопроекту отметило, что «согласно Заключительным положениям проекта его отдельные положения вступают в силу как «со дня, следующего за днем его опубликования», так и с «1 апреля 2014 года», с «1 июля 2014 года», «с 1 сентября 2014 года», что не соответствует требованиям подпункта 4.1.9 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины, согласно которому «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года».
Однако, авторов законопроекта, которыми выступили члены Правительства, больше беспокоит наполнение государственного бюджета путем принятия «антикризисного пакета документов», даже если это противоречит нормам действующего законодательства Украины.
Коментарі