Компания «Бионорика» — один из ведущих производителей фитопрепаратов. К числу продуктов компании относятся препараты, применяемые при лечении заболеваний органов дыхания, мочевыводящих путей, гинекологических заболеваний и другие. Для лечения заболеваний мочевыделительной системы применяют препарат на растительной основе КАНЕФРОН® H.
КАНЕФРОН® H производится с применением научной концепции фитониринга (phyto — растение, engineering — разработка, технология), которая позволяет с помощью современных научных методов выявлять действующие вещества растений и на их основе, используя инновационные технологии, разрабатывать и производить растительные лекарственные средства.
КАНЕФРОН® H показан в качестве основной базисной терапии или в составе комплексного лечения при острых и хронических инфекциях мочевого пузыря (цистит) и почек (пиелонефрит), при хронических неинфекционных заболеваниях почек (гломерулонефрит, интерстициальный нефрит), а также для профилактики образования мочевых конкрементов (в том числе после их удаления).
В состав препарата КАНЕФРОН® H входят такие растительные компоненты: золототысячник (Herba Centaurii), оказывающий диуретическое и антибактериальное действие; любисток (Radix Levistici) с его диуретическим, спазмолитическим, а также антибактериальным эффектами; розмарин (Folia Rosmarini), обладающий противовоспалительными свойствами. Компоненты препарата оказывают антисептическое, спазмолитическое, противовоспалительное действие на мочеполовой тракт, усиливают кровоток и снижают проницаемость капилляров почек, проявляют диуретический эффект, улучшают функцию почек, потенцируют эффект антибактериальной терапии (Набер К., Перепанова Т., 2012).
КАНЕФРОН® H представлен в двух лекарственных формах — таблетки и капли. Взрослым препарат назначают по 2 таблетки или по 50 капель 3 раза в сутки; детям в возрасте старше 6 лет — по 25 капель или по 1 таблетке 3 раза в сутки, детям от 1 года до 5 лет — по 15 капель 3 раза в сутки.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ
За годы своего присутствия на украинском фармацевтическом рынке препарат КАНЕФРОН® H сумел завоевать успешные рыночные позиции в своей конкурентной среде.
Так, по итогам I кв. 2012–2014 гг. препарат неизменно возглавляет топ-лист брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в конкурентной группе G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации» в денежном выражении (табл. 1), что, в свою очередь, позволяет компании «Бионорика» удерживать лидирующую позицию среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств этой группы в денежном выражении (табл. 2). Следует также отметить, что в аналогичном рейтинге по объему продаж в натуральном выражении препарат КАНЕФРОН® H стабильно занимает 2-е место.
Таблица 1 | Топ-5 брэндов лекарственных средств группы G04B X50**по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г. с указанием позиций за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Брэнд | 2014 | 2013 | 2012 |
КАНЕФРОН | 1 | 1 | 1 |
УРОЛЕСАН | 2 | 2 | 2 |
ВИТАПРОСТ | 3 | 3 | 3 |
ГЕНТОС | 4 | 4 | 4 |
ТРИБЕСТАН | 5 | 5 | 5 |
Таблица 2 | Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы G04B X50** в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Маркетирующая организация | 2014 | 2013 | 2012 |
Bionorica (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 2 | 2 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 3 | 3 | 3 |
Omega Pharma (Бельгия) | 4 | 4 | 4 |
Sopharma (Болгария) | 5 | 5 | 5 |


О востребованности препарата КАНЕФРОН® H на отечественном фармацевтическом рынке свидетельствует его активная рыночная динамика. В 2013 г. объем продаж препарата КАНЕФРОН® H в денежном выражении увеличился более чем в 25 раз по сравнению с 2003 г. (рис. 1). По итогам прошлого года объем розничной реализации препарата КАНЕФРОН® H составил 110,6 млн грн. за 1,4 млн упаковок. Текущий год также стартовал успешно. По итогам января–марта 2014 г. объем аптечных продаж препарата в денежном выражении увеличился на 13% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, опередив рыночное развитие лекарственных средств конкурентной группы G04B X50** (рис. 2). В абсолютном выражении объем продаж препарата КАНЕФРОН® Н по итогам I кв. 2014 г. составил 32,3 млн грн. за 387,2 тыс. упаковок (рис. 3).

Важно также отметить долевое участие брэнда КАНЕФРОН® H в конкурентном окружении: по итогам I кв. 2014 г. среди препаратов группы G04B X50** он аккумулирует 35% аптечных продаж в денежном и 26,8% в натуральном выражении. Заслуживает внимания и тот факт, что КАНЕФРОН® H постепенно увеличивает свою долю в конкурентной группе препаратов G04B X50** зарубежного производства: в разрезе квартальной динамики этот процесс характеризуется восходящим трендом развития. Так, по итогам I кв. 2014 г. удельный вес препарата КАНЕФРОН® H в объеме аптечных продаж лекарственных средств зарубежного производства конкурентной группы G04B X50** в денежном выражении составил 61%, а в натуральном выражении — 72%.
Интересно, что рыночные позиции препарата КАНЕФРОН® Н высоки не только в рамках его конкурентной группы, но и на украинском фармацевтическом рынке в целом. Так, по итогам I кв. 2014 г. препарат КАНЕФРОН® Н вошел в состав в топ-25 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении.
В аптечной реализации брэнда КАНЕФРОН® H сезонность выражена слабо. Помесячная динамика объема аптечных продаж препарата в натуральном выражении в январе 2012 — марте 2014 г. положительно коррелирует с таковой конкурентной группы G04B X50** и характеризуется возрастающим трендом (рис. 4).

региональная структура продаж
В разрезе регионов максимальный объем продаж препарата КАНЕФРОН® H в денежном выражении сконцентрирован в Киеве, Днепропетровской и Донецкой областях (рис. 5): суммарно они осуществляют около трети розничных продаж препарата. Так, по итогам I кв. 2014 г. наибольший удельный вес в общем объеме аптечных продаж брэнда в денежном выражении аккумулировал Киев с долей 11,5%. На 2-м месте по этому показателю расположилась Днепропетровская обл., аптечные учреждения которой в этот период аккумулировали 10,7% совокупной выручки от реализации препарата, а на 3-м месте — Донецкая обл. с долей 8%.

Следует отметить, что в некоторых областях темпы прироста объема аптечных продаж препарата КАНЕФРОН® H как в денежном, так и в натуральном выражении значительно превысили развитие в целом по брэнду. Так, по итогам I кв. 2014 г. объем продаж препарата КАНЕФРОН® H в Черновицкой обл. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 41% в денежном и на 22,3% в натуральном выражении. В Ровенской обл. темпы прироста данного показателя составили 38,1 и 33,5% соответственно, в Сумской — 32,4 и 27,1%.
лекарственные формы
На полках аптечных учреждений препарат КАНЕФРОН® H представлен в двух лекарственных формах — таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 60 и капли для перорального применения с дозирующим устройством во флаконах по 100 мл. Сегодня большим спросом среди украинских потребителей пользуется таблетированная форма выпуска. Ее удельный вес в общей структуре продаж брэнда в денежном и натуральном выражении составляет 75 и 72% соответственно.
В разрезе регионов в общей структуре продаж брэнда отмечают превалирующую долю твердой лекарственной формы. Но в некоторых регионах капли так же популярны, как и таблетки. Например, в Ровенской обл. доля жидкой лекарственной формы в общей структуре продаж брэнда в натуральном выражении составила 50,8%. В Закарпатской и Волынской областях также высокой популярностью пользуется КАНЕФРОН® H в форме капель — 47,1 и 42,9% соответственно.
промоция
Немаловажную роль в успешном рыночном развитии препарата играет его репутация среди целевой аудитории в лице врачей и фармацевтов, ведь зачастую именно мнение специалистов — назначение врача или рекомендация фармацевта — являются весомыми аргументами в пользу приобретения того или иного препарата. Лояльность врачей и фармацевтов формируется под воздействием маркетинговой активности компании-производителя.
По итогам I кв. 2014 г. количество воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции брэнда КАНЕФРОН® Н увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 30,7%, достигнув 7,3 тыс. воспоминаний. Количество назначений/рекомендаций также увеличилось до 4,2 тыс. воспоминаний по итогам I кв. текущего года, что на 21,4% больше по сравнению с I кв. 2013 г.
В конкурентной группе препаратов КАНЕФРОН® Н занимает лидирующую позицию не только по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств конкурентной группы G04B X50**, но и по количеству их воспоминаний о назначениях таковых (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-5 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о назначениях для группы препаратов G04B X50** по итогам I кв. 2014 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2012–2013 гг. |
Брэнд | 2014 | 2013 | 2012 |
КАНЕФРОН | 1 | 1 | 1 |
УРОЛЕСАН | 2 | 3 | 3 |
ВИТАПРОСТ | 3 | 2 | 2 |
УРОНЕФРОН | 4 | 5 | 6 |
ТРИНЕФРОН | 5 | 6 | 11 |
В структуре воспоминаний о промоции по итогам I кв. 2014 г. превалировали визиты медицинских представителей. Также профессиональная аудитория получала информацию о препарате в ходе конференций и семинаров и из других источников.
Важно, что кроме целевой аудитории врачей (урологи, гинекологи) информацию о фармакотерапевтических свойствах препарата КАНЕФРОН® Н получают врачи других специальностей — педиатры, терапевты/семейные врачи и другие специалисты.
Максимальный удельный вес в общем количестве воспоминаний врачей различных специальностей о промоции брэнда КАНЕФРОН® H посредством визитов медицинских представителей в январе–марте 2014 г. занимают гинекологи (33,4%) и урологи (30,6%). Также высокие показатели характерны для терапевтов/семейных врачей и педиатров (16,8 и 14,3% соответственно). Следует отметить, что доля воспоминаний врачей этих специальностей о назначениях препарата КАНЕФРОН® H в целом коррелирует с воспоминаниями о его промоции через визиты медицинских представителей.
ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ТОВАРНЫХ ЗАПАСАХ
Сегодня в условиях высокой конкуренции в аптечном бизнесе лояльность потребителей формируется не только ценовой политикой торговых точек, скидками, акциями, но и наличием препарата в необходимом количестве. Учитывая активное рыночное развитие препарата КАНЕФРОН® H, целесообразно позаботиться о наличии достаточного количества упаковок этого лекарственного средства на полках аптечных учреждений.
Планировать товарные запасы для препарата КАНЕФРОН® H можно исходя из анализа объема его продаж в различных аптечных учреждениях. При проведении анализа для аптечных учреждений учитывались категория торговой точки (аптека, аптечный пункт) и финансовые характеристики. При формировании групп торговых точек по финансовым характеристикам использовали данные за март 2014 г.
В целом объем продаж препарата КАНЕФРОН® Н в различных группах торговых точек распределен равномерно и коррелирует с их финансовыми характеристиками. Анализ среднего количества проданных упаковок брэнда КАНЕФРОН® Н в различных группах торговых точек показал, что независимо от категории населенного пункта объем розничной реализации препарата непосредственно взаимосвязан с объемом месячной выручки торговой точки (рис. 6). Среднее количество реализованных упаковок препарата КАНЕФРОН® Н увеличивается параллельно с величиной их товарооборота. В марте 2014 г. среднее количество реализованных упаковок препарата КАНЕФРОН® Н находилось в диапазоне от 2 до 20.

Максимальное количество проданных упаковок препарата КАНЕФРОН® Н (110 упаковок) отмечают в аптечных учреждениях с объемом продаж более 1 млн грн. В торговых точках с выручкой 200–400 тыс. грн. этот показатель также находится на высоком уровне (около 90 упаковок).
В завершение мы приводим рекомендации по величине месячного товарного запаса препарата КАНЕФРОН® Н в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками (табл. 4).
Таблица 4 | Рекомендуемый месячный товарный запас для препарата КАНЕФРОН® Н в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (по данным об аптечных продажах за март 2014 г.) |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Аптеки | Аптечные пункты |
До 100 | 5–15 | 5–12 |
100–200 | 10–25 | 5–15 |
200–400 | 20–30 | 10–20 |
400–600 | 30–40 | 14–20 |
600–1000 | 35–45 | 20–30 |
Более 1000 | 45–80 | 25–35 |
P.S.
Растения с целебными свойствами издавна используют для лечения различных заболеваний, в том числе заболеваний мочевыделительной системы. Благодаря накопленным знаниям в области фитотерапии, а также развитию технологий производства появились качественные и эффективные препараты на растительной основе с благоприятным профилем безопасности, разработанные согласно концепции фитониринга. Эта научно-технологическая концепция неразрывно связана с деятельностью компании «Бионорика». В конкурентной группе препаратов G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации» компания «Бионорика» уже много лет стабильно занимает лидирующую позицию по объему аптечных продаж в денежном выражении.
КАНЕФРОН® Н уже давно знаком операторам отечественного фармацевтического рынка, а также конечным потребителям. Активная рыночная динамика в денежном и натуральном выражении, лидирующая позиция в конкурентной среде на протяжении многих лет, высокая оценка со стороны профессиональной аудитории наилучшим образом характеризуют востребованность препарата КАНЕФРОН® Н и его успешное развитие на отечественном фармацевтическом рынке в сегменте G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации».
Благодаря активной динамике аптечных продаж КАНЕФРОН® Н занял прочные позиции лидера среди препаратов группы G04B X50** по объему аптечных продаж в денежном выражении, а также по количеству воспоминаний профессиональной аудитории о промоции и назначениях.
Фитотека®: КАК ОБУЧАЮЩАЯ БАЗА ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ В ФИТОТЕРАПИИ
16 апреля 2014 г. в рамках проекта Фитотека®/Phytothek® на базе кафедры клинической фармакологии и клинической фармации Национального фармацевтического университета (НФаУ) состоялось открытие первой в Украине Phytothek Training room. Будущие провизоры и фармацевты смогли не только ознакомиться с идеей аптечных отделов Фитотека®, но и повысить уровень своих знаний об инновационных фитопрепаратах. Известно, что сегмент средств на растительной основе является одним из самых быстрорастущих в мире. Это делает особенно актуальным направление, по которому будут обучаться молодые специалисты в рамках программы Phytothek Training room, реализованной при участии компании «Бионорика».
Об этом сообщил Сергей Попов, профессор, проректор по учебной работе и международным связям НФаУ. По словам С. Попова, «обучающая комната» позволяет полностью воспроизвести алгоритм фармацевтической опеки по растительным препаратам в условиях, максимально приближенных к аптечным.
«Сегодня наш университет старается перестроить подачу учебного материала. Должны быть практика, ролевые игры, дискуссии студентов с преподавателем. Проект Фитотека®/Phytothek® даст студентам необходимую основу», — отметил Игорь Зупанец, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии и клинической фармации НФаУ, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Клиническая фармация».
Тамара Мокроусова, генеральный директор ООО «Бионорика», сообщила, что главным в проекте Фитотека®/Phytothek® является обучение провизоров, основанное на клинической доказательной медицине. «Мы пытаемся привлечь внимание к самой идее грамотной рекомендации фитопрепаратов», — пояснила она.
Наталья Шевченко, менеджер по аптечному маркетингу ООО «Бионорика», подчеркнула, что даже в Германии, где имеется 500 отделов Фитотека®, нет ни одной подобной «обучающей комнаты». Таким образом, на данный момент Phytothek Training room — уникальный проект компании «Бионорика», существующий только в Украине.
Затем Татьяна Сахарова, профессор кафедры клинической фармакологии и клинической фармации НФаУ, осветила основные направления работы Phytothek Training room.
Людмила Седакова, директор сети аптек «Ваш Консультант» Группы Компаний ВК, поделилась опытом участия в проекте Фитотека®/Phytothek®: «За ноябрь–март количество упаковок, реализованных в отделе Фитотека®, увеличилось на 184%. В денежном выражении — на 202%. И все это — благодаря обучению от компании «Бионорика», которое прошли наши сотрудники».
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим