В условиях динамично изменяющейся ситуации в стране постоянный мониторинг фармацевтического рынка становится уже не просто одной из составляющих работы его операторов, а жизненно важной необходимостью. О том, как складывалась ситуация на фармацевтическом рынке в мае 2014 г., читатели смогут узнать, ознакомившись с ключевыми рыночными показателями за этот период.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам мая 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам мая 2012–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам мая 2013–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам мая 2013–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам мая 2012–2014 гг. |
Май, год | Лекарственные средства | ИМН*** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2012 | 2091 | — | 84,2 | 210 | — | 8,5 | 109 | — | 4,4 | 71 | — | 2,9 | 2481 | — |
2013 | 2190 | 4,8 | 84,0 | 226 | 7,4 | 8,6 | 120 | 9,9 | 4,6 | 72 | 1,4 | 2,8 | 2608 | 5,1 |
2014 | 2633 | 20,2 | 84,5 | 259 | 14,9 | 8,3 | 131 | 9,1 | 4,2 | 93 | 28,3 | 3,0 | 3116 | 19,5 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2012 | 99 | — | 61,6 | 53 | — | 33,3 | 4,8 | — | 3,0 | 3,4 | — | 2,1 | 160 | — |
2013 | 94 | –5,1 | 60,5 | 53 | –0,7 | 34,3 | 5,0 | 3,9 | 3,2 | 3,1 | –9,8 | 2,0 | 155 | –3,5 |
2014 | 84 | –10,0 | 59,9 | 49 | –8,4 | 34,6 | 4,4 | –11,6 | 3,1 | 3,4 | 10,9 | 2,4 | 141 | –9,1 |
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 51,2 грн./упаковка.
***В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за май 2012, май 2013 и май 2014 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК http://www.itk.ua
*****В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 2,5–3 раза выше реальных.
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам мая 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Маркетирующая организация | 2014 | 2013 | 2012 |
---|---|---|---|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 1 | 2 | 2 |
Фармак (Украина) | 2 | 1 | 1 |
Дарница (Украина) | 3 | 4 | 5 |
Takeda (Япония) | 4 | 3 | 3 |
Артериум Корпорация (Украина) | 5 | 7 | 7 |
Sanofi (Франция) | 6 | 5 | 4 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 7 | 8 | 10 |
KRKA (Словения) | 8 | 11 | 11 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 9 | 9 | 9 |
Teva (Израиль) | 10 | 6 | 6 |
Sandoz (Швейцария) | 11 | 12 | 12 |
Servier (Франция) | 12 | 10 | 8 |
Actavis Group (Исландия) | 13 | 13 | 13 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 14 | 14 | 14 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 15 | 19 | 20 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам мая 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Брэнд | 2014 | 2013 | 2012 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КАРДИОМАГНИЛ | 2 | 4 | 3 |
НО-ШПА | 3 | 3 | 5 |
ЦИТРАМОН | 4 | 5 | 9 |
НИМЕСИЛ | 5 | 13 | 26 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 6 | 7 | 6 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 7 | 6 | 4 |
СПАЗМАЛГОН | 8 | 9 | 15 |
ЛИНЕКС | 9 | 14 | 19 |
НУРОФЕН | 10 | 23 | 32 |
ДЕКСАЛГИН | 11 | 22 | 42 |
ТРОКСЕВАЗИН | 12 | 8 | 16 |
ДИКЛОБЕРЛ | 13 | 30 | 31 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 14 | 19 | 11 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 15 | 17 | 22 |
Рис. 5

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам мая 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Рис. 6

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам мая 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам мая 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Дистрибьютор | 2014 | 2013 | 2012 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента (Днепропетровск) | 3 | 5 | 5 |
Фра-М (Донецк) | 4 | 4 | 4 |
Фармпланета (Киев) | 5 | 6 | 6 |
Фито-Лек (Харьков) | 6 | 7 | 7 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 7 | 8 | 9 |
Аметрин ФК (Киев) | 8 | 20 | 13 |
Фармако (Киев) | 9 | 9 | 8 |
Альба Украина (Борисполь) | 10 | 3 | 3 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА****
Рис. 7

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам мая 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8

Структура воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей по итогам мая 2012–2014 гг., а также темпы убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Динамика объема инвестиций***** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам мая 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Юлия Кордубайло
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим