В данной публикации вниманию читателей представлены ключевые показатели фармацевтического рынка Украины по итогам января 2016 г.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января 2014–2016 гг. |
Январь, год | Лекарственные средства | ИМН** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2014 | 2 767,9 | 8,2 | 84,5 | 261,0 | 14,3 | 8,0 | 128,2 | 16,5 | 3,9 | 117,0 | 37,6 | 3,6 | 3 274,1 | 9,8 |
2015 | 3 231,1 | 16,7 | 85,2 | 310,3 | 18,9 | 8,2 | 130,8 | 2,0 | 3,4 | 120,2 | 2,8 | 3,2 | 3 792,4 | 15,8 |
2016 | 4 119,3 | 27,5 | 85,4 | 373,5 | 20,4 | 7,7 | 162,4 | 24,2 | 3,4 | 169,0 | 40,6 | 3,5 | 4 824,3 | 27,2 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2014 | 108,5 | -3,8 | 65,1 | 48,4 | -2,3 | 29,0 | 5,2 | 9,4 | 3,1 | 4,6 | 21,9 | 2,8 | 166,7 | -2,5 |
2015 | 87,0 | -19,8 | 65,8 | 38,2 | -21,2 | 28,8 | 3,8 | -26,9 | 2,8 | 3,4 | -27,2 | 2,6 | 132,3 | -20,6 |
2016 | 90,1 | 3,5 | 67,4 | 36,4 | -4,5 | 27,3 | 3,4 | -9,3 | 2,6 | 3,6 | 7,3 | 2,7 | 133,6 | 0,9 |
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам января 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам января 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4

Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в сегменте аптечных продаж по итогам января 2014–2016 гг.
Рис. 5

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш*** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам января 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
***Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — более 100 грн./упаковка.
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам января 2015–2016 гг. с указанием темпов прироста их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2016 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг. |
Маркетирующая организация | 2016 | 2015 | 2014 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 4 | 6 |
Дарница (Украина) | 3 | 3 | 4 |
Berlin-Chemie (Германия) | 4 | 2 | 2 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 5 | 6 | 8 |
Sanofi (Франция) | 6 | 5 | 5 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 7 | 12 | 18 |
Teva (Израиль) | 8 | 11 | 7 |
Sandoz (Швейцария) | 9 | 10 | 10 |
Takeda (Япония) | 10 | 8 | 3 |
KRKA (Словения) | 11 | 9 | 11 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 12 | 7 | 9 |
Кусум Фарм (Украина) | 13 | 16 | 20 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 14 | 17 | 14 |
Юрия-Фарм (Украина) | 15 | 14 | 21 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2016 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг. |
Брэнд | 2016 | 2015 | 2014 |
---|---|---|---|
АМИКСИН | 1 | 33 | 33 |
ФАРМАЦИТРОН | 2 | 4 | 8 |
НУРОФЕН | 3 | 9 | 18 |
НОВИРИН | 4 | 115 | 728 |
АМИЗОН | 5 | 47 | 59 |
АЦЦ | 6 | 14 | 21 |
НИМЕСИЛ | 7 | 5 | 9 |
ГРОПРИНОЗИН | 8 | 15 | 16 |
НО-ШПА | 9 | 2 | 4 |
ЦЕФТРИАКСОН | 10 | 28 | 51 |
АКТОВЕГИН | 11 | 1 | 1 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 12 | 8 | 7 |
АУГМЕНТИН | 13 | 21 | 17 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 14 | 3 | 3 |
ЦИТРАМОН | 15 | 6 | 6 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Рис. 7

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам января 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 | Топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2016 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг. |
Дистрибьютор | 2016 | 2015 | 2014 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента (Днепропетровск) | 3 | 3 | 4 |
ФРАМ КО (Киев) | 4 | – | – |
Фармпланета (Киев) | 5 | 5 | 6 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА****
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам января 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за январь 2014 г., январь 2015 г. и январь 2016 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК: http://www.tampanel.com.ua/about/glossary/.
Рис. 9

Динамика объема инвестиций***** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам января 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*****В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 2,5–3 раза выше реальных.
Екатерина Дмитрик
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим