

О ДОКЛАДЕ
В 2017 г. консалтинговая компания Fitzgerald Power провела обзор розничного аптечного сектора от имени IPU. В данном докладе рассматривается текущий экономический вклад фармацевтической отрасли в экономику и систему здравоохранения, а также выгоды, которые может предоставить расширение клинической роли фармацевтов. Подготовка отчета включала опрос местных фармацевтов, углубленные финансовые исследования, интервью с экспертами фармацевтического рынка и исследование ирландской и мировой литературы.
ИРЛАНДСКИЕ АПТЕКИ
Международный рынок лекарственных средств переживает период существенных изменений. Распространение использования генериков привело к радикальному изменению профиля отпуска в фармацевтическом сегменте Ирландии. Также из-за увеличения количества аптек в стране в 2015 г. снизилась годовая прибыль из расчета на одну аптеку. Эти и другие факторы приводят к консолидации рынка, при которой год за годом увеличиваются объемы транзакций.
Основными задачами аптеки в Ирландии являются дозирование лекарственных средств в соответствии с рецептом, продажа безрецептурных препаратов, предоставление фармацевтических услуг и консультаций по вопросам здравоохранения, розничная торговля специализированными продуктами для здоровья, оздоровления, красоты и питания. Фармацевтические услуги предоставлены большим спектром сервисов, перечень которых со временем увеличивается (табл. 1). Кроме того, аптеки берут на себя активную роль в социальных предприятиях и благотворительных проектах и инициативах.
Услуга | Доля аптек, 2016 г., % | Доля аптек, 2015 г., % | Ежегодное изменение, % |
Экстренная контрацепция | 95 | 92 | 3 |
Мониторинг системы дозирования | 93 | 92 | 1 |
Утилизация ненужных лекарств | 85 | 88 | 3 |
Измерение артериального давления | 87 | 82 | 5 |
Биомедицинские обследования | 57 | 56 | 1 |
Услуги, связанные с прекращением курения | 56 | 55 | 1 |
Выдача лекарств при лечении фертильности | 55 | 55 | 0 |
Вакцинация при гриппе | 56 | 54 | 2 |
Услуги по доставке лекарств на дом | 51 | 46 | 5 |
Услуги по метадоновой терапии | 46 | 46 | 0 |
Контроль массы тела/лечение ожирения | 43 | 42 | 1 |
Измерения уровня глюкозы в крови | 38 | 34 | 4 |
Поставка лекарств в центры медсестринского ухода | 26 | 25 | 1 |
Липидный/холестериновый скрининг | 22 | 25 | 3 |
Контроль лечения бронхиальной астмы | 26 | 24 | 2 |
Скрининг сахарного диабета | 23 | 23 | 0 |
Услуги ветеринарной аптеки | 21 | 21 | 0 |
Контроль лечения сахарного диабета | 20 | 19 | 1 |
Контроль лечения артериальной гипертензии | 20 | 19 | 1 |
Нутрицевтика (питание) | 20 | 18 | 2 |
Скрининг сердечно-сосудистых проблем | 14 | 12 | 2 |
Круглосуточные услуги | 9 | 9 | 0 |
Программа замены игл | 7 | 8 | 1 |
Скрининг жизненной емкости легких | 4 | 4 | 0 |
Тест на беременность (при аптеке) | 1 | 1 | 0 |
Европейский рынок лекарственных средств, согласно данным консалтинговой компании Fitzgerald Power, увеличился в 2016 г. как в объеме, так и в цене (рис. 1). В значительной степени этот рост обусловлен реализацией генерических лекарственных средств, которые вытесняют с рынка оригинаторы, а также за счет усиления позиции биосимиляров. Около 70% всех лекарств, потребляемых в Ирландии, подпадают под категорию входящих в государственную программу, и их стоимость реимбурсируется.

Количество аптек, ежегодный доход которых по сумме чеков на лекарственные средства в рамках общемедицинской программы обслуживания (General Medical Services Scheme — GMS) составлял 240 001 евро и больше, уменьшилось на 8,6% в течение 3 лет в период с 2013 до 2015 г. При этом число аптек с доходом в диапазоне от 40 001 до 80 тыс. евро возросло на 46,5%, а количество аптек с этим показателем в размере 40 тыс. евро в год увеличилось на 307%.
Такие показатели подтверждают информацию о том, что в Ирландии в настоящее время функционирует значительное количество небольших аптек. Профиль права собственности аптечного сектора в основном ориентирован на семью, а около 89% аптек в Ирландии являются частной семейной собственностью. Эти предприятия видят себя частью своих общин и, следовательно, инвестируются для обеспечения процветания местной экономики.
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК
По оценкам экспертов, в Ирландии по состоянию на 2015 г. государство получило около 2,1 млрд евро от аптечного сектора, начиная с 2009 г. На основании анализа опубликованной информации Fitzgerald Power предполагает, что эта цифра возросла до примерно 2,64 млрд евро на декабрь 2016 г. Неудивительно, что участники данного рынка государственное вмешательство в ценообразование в сфере фармации считают определено самой большой угрозой, стоящей перед отраслью, как выяснилось во время опроса.
Традиционно государство платило аптекам за выдачу лекарств, наценку на препараты (которая на данный момент отменена) и возмещала их стоимость в рамках реимбурсации. Изменения в механизмах каждого из этих платежей привели к снижению прибыли аптек. Например, при работе с государственными программами по реимбурсации лекарственных средств средняя стоимость этих платежей снизилась с 18,78 евро за единицу в 2009 г. до 13,01 евро за единицу в 2015 г.
На самом деле объем реимбурсации в денежном выражении продолжает сокращаться из-за введения референтного ценообразования и заключения в 2016 г. обновленного соглашения между Ирландской фармацевтической ассоциацией здравоохранения (Irish Pharmaceutical Healthcare Association — IPHA) и руководителем службы здравоохранения (Health Service Executive — HSE). Данное 4-летнее рамочное соглашение касается поставок лекарственных средств для сферы здравоохранения и ценообразования на них соответственно нуждам здравоохранения.
Цель соглашения заключалась в том, чтобы обеспечить рамки, в которых государственные расходы на лекарства являются стабильными, а новые инновационные лекарства могут быть доступными для пациентов в Ирландии своевременно. Согласно договору цены на лекарства в Ирландии устанавливаются в соответствии со средним показателем 14 государств — членов ЕС ежегодно.
С точки зрения государственных взносов и надбавок, средняя стоимость каждого препарата снизилась с 5,97 евро в 2009 г. до 5,05 евро за единицу в 2015 г. В настоящее время в рамках реимбурсирсации государством устанавливается следующая шкала оплаты в целях сокращения расходов из бюджета:
- 5,00 евро за единицу за первые 1667 позиций, отпущенных в течение месяца;
- 4,50 евро за единицу для следующих 833 позиций, которые отпускаются за месяц;
- 3,50 евро за единицу за все дополнительные позиции, отпущенные за месяц.
Из-за сложности новых систем начислений и отсутствия ясности в вопросах оплаты 57,7% респондентов данного отчета выразили желание отказаться от участия в государственной программе возмещения расходов на первичную помощь (Primary Care Reimbursement Service — PCRS) в течение последующего года.
КОНСОЛИДАЦИЯ РЫНКА
Количество аптек в Ирландии увеличилось на 5,35% за период обзора с 1737 в декабре 2013 г. до 1830 на 1 марта 2017 г. (табл. 2). 93 новых аптеки (за исключением закрытых), открытые в Ирландии в период 2014–март 2017 г. были в значительной степени рассеяны по всей стране; однако 56 из них, или 60%, открылись в одном из 5 графств (из 32): Дублин, Голуэй, Керри, Килдэр, Лаут.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 (по состоянию на 01.03.2017) |
Количество розничных аптек в начале года | 1737 | 1777 | 1805 | 1827 |
Количество открытых новых аптек в течение года | 47 | 38 | 38 | 3 |
Количество закрытых аптек в течение года | 7 | 10 | 16 | – |
Количество розничных аптек на конец года | 1777 | 1805 | 1827 | 1830 |
Несмотря на постоянное увеличение количества аптек, ряд учреждений не является жизнеспособным. По оценкам экспертов, в стране существует около 250–300 аптек с товарооборотом менее 650 тыс. евро. 61,2% опрошенных прогнозируют закрытие аптеки в течение следующих 5 лет.
По статистике, 75% рынка представлено аптеками с менее чем 6 торговыми точками, а около 800 являются одиночными аптеками (табл. 3).
2014 (декабрь) | 2015 (декабрь) | 2017 (март) | |
Менее 6 торговых точек | 1308 | 1310 | 1363 |
Большие аптечные корпоративные сети | 222 | 232 | 208 |
Локальные сети | 247 | 263 | 259 |
Всего | 1777 | 1805 | 1830 |
Учитывая фрагментированный профиль собственности, общую активность расширения широкого круга операторов, аппетит банков к финансированию и тенденции к консолидации розничной торговли в других секторах, представляется вероятным, что в среднесрочной перспективе ирландский аптечный рынок консолидируется с умеренной скоростью. В результате ожидается возникновение большого количества мини-групп из 6–10 точек.
Среди факторов, которые оказывают наибольшее давление на фармацевтический бизнес, отмечают онлайн-продажи (0,8%), привлечение и сохранение ключевых сотрудников (5,7%), повышение уровня конкуренции аптек (13,8%), продолжение сокращения государственных выплат за лекарственные средства (76,4%) и прочее (3,3%).
АКТИВНОСТЬ РЫНКА
Эксперты отмечают заметное повышении транзакционной активности в период с 2014 по 2016 г. Согласно статистическим данным, в 2014 г. было осуществлено 42 передачи прав собственности, 95 — в 2015 г. и 143 — в 2016 г. Однако передача права собственности на аптеки не всегда является результатом продажи бизнеса. Внутренняя реструктуризация компаний и реорганизация также вызывают трансфертные события.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
Количество студентов-фармацевтов в Ирландии увеличилось на 1,6% (или 11 студентов) в 2016 г. В профессии по-прежнему доминируют женщины как среди студентов, так и на уровне трудоустройства. В процентном выражении доля женщин среди студентов-фармацевтов составляет 67%, а среди работников аптек — 80%. Это женское гендерное предубеждение не проецируется на владение аптекой, в котором первенство остается за мужчинами (рис. 2).

По статистическим данным, в аптечном секторе Ирландии в 2016 г. занято около 9140 штатных сотрудников полной занятости, и 7312 сотрудников с неполной занятостью. Эти показатели включают вспомогательный персонал и офисных работников. Среди профессий полной занятости представлены контролирующий фармацевт, неконтролирующий фармацевт, фармацевтический техник, сотрудники отдела ОТС, косметики и т.д.
За последние годы ирландские владельцы аптек столкнулись со значительными проблемами, касающимися оплаты труда (нефиксированные ставки), нехватки персонала, усложнения нормативной базы и постоянно повышающимся требованиям к квалификации персонала. В этих условиях наполнение штата в соответствии со всеми требованиями становится очень непростой задачей.
По мнению экспертов, к нехватке персонала привели консолидация рынка (хоть и не сильно выраженная), открытие новых аптек, демографические показатели рабочей силы и тенденция к тому, что фармацевты оставляют профессию для реализации других вариантов карьеры.
Общее число сотрудников, занятых в аптечном сегменте неуклонно увеличивается в течение последних 2 лет. Однако эта тенденция вызывает острую нехватку кадров в стране. В частности, традиционно большая часть фармацевтов, работающих в Ирландии, получает образование в Англии. Увеличение платы за обучение в университете, которая в настоящее время в среднем составляет около 9000 фунтов стерлингов в год (10 150 евро), является препятствием для потенциальных студентов, желающих получить фармацевтическое образование. Поэтому, по мнению экспертов, давление на уже действующих фармацевтов в следующие 2–3 года значительно повысится.
Кроме того, существуют опасения относительно свободного перемещения трудовых ресурсов между Ирландией и Северной Ирландией после решения Великобритании выйти из Европейского Союза (Brexit). Учитывая, что многие фармацевты из Северной Ирландии работают и в Ирландии, любые ограничения, наложенные после Brexit, будут оказывать дополнительное давление на трудовые ресурсы.
ИТОГИ
Все показатели свидетельствуют о том, что Ирландия находится на волне экономического прогресса, и внушают оптимизм. Фармацевтический сектор Ирландии продолжает вносить значительный вклад в развитие общества и экономики, поддерживая структуры и инициативы на местном, национальном и институциональном уровнях. Они, в свою очередь, помогают обеспечить основу для долгосрочного экономического прогресса страны.
По оценкам экспертов, этот сектор ежегодно привносит около 1,24 млрд евро в экономику Ирландии, предоставляя рабочие места десяткам тысяч человек и поддерживая другие местные предприятия, платя налоги и сборы, а также помогая сократить государственные затраты на лекарственное обеспечение.
Исследование показало, что фармацевтический сектор Ирландии может открыть значительные возможности для создания рабочих мест, коммерческих и социальных возможностей для экономики Ирландии и системы здравоохранения, если ей будут предоставлены инструменты для этого. Ведь нынешний социально-экономический вклад ирландских аптек подчеркивает способность и важность данного сегмента экономики.
Расширение клинической роли фармацевтов и усиление интеграции их в систему здравоохранения поможет улучшить экономику, а также результаты лечения пациентов.
по материалам,
предоставленным ОО «ВФП»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим