«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Общий объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2010?г. составил 11?млрд грн. за 897?млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 19,3% в денежном и 9,1% натуральном выражении (табл. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 15,2% и достиг 1,4?млрд дол. США.
Таблица 1 | Объем аптечных продаж по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Январь–июнь | Млн грн. | Удельный вес категории, % | ?,% | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | ?,% |
---|---|---|---|---|---|---|
ЛС | ||||||
2008 | 6282,3 | 81,9 | – | 601,4 | 61,6 | – |
2009 | 7486,9 | 81,6 | 19,2 | 496,6 | 60,4 | –17,4 |
2010 | 9065,0 | 82,8 | 21,1 | 557,7 | 62,2 | 12,3 |
ИМН* | ||||||
2008 | 683,1 | 8,9 | – | 328,5 | 33,7 | – |
2009 | 892,5 | 9,7 | 30,6 | 284,0 | 34,5 | –13,6 |
2010 | 946,3 | 8,6 | 6,0 | 291,6 | 32,5 | 2,7 |
Косметика | ||||||
2008 | 445,2 | 5,8 | – | 29,5 | 3,0 | – |
2009 | 506,1 | 5,5 | 13,7 | 26,4 | 3,2 | –10,7 |
2010 | 602,2 | 5,5 | 19,0 | 29,3 | 3,3 | 11,2 |
БАД | ||||||
2008 | 257,9 | 3,4 | – | 16,7 | 1,7 | – |
2009 | 294,7 | 3,2 | 14,2 | 15,8 | 1,9 | –5,3 |
2010 | 340,5 | 3,1 | 15,5 | 18,7 | 2,0 | 17,9 |
Всего | ||||||
2008 | 7668,6 | – | – | 976,2 | – | – |
2009 | 9180,1 | – | 19,7 | 822,8 | – | –15,7 |
2010 | 10953,9 | – | 19,3 | 897,3 | – | 9,1 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Основным драйвером развития отечественного фармрынка в анализируемый период выступал сегмент лекарственных средств (ЛС), удельный вес которого в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» увеличился в денежном и натуральном выражении благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста, и достиг 83?и 62% соответственно. В этот период несколько ослабили свои позиции изделия медицинского назначения (ИМН), в то время как косметика и биологически активные добавки (БАД) продемонстрировали довольно стабильное развитие и сохранили свою долю в общем объеме розничного рынка по итогам I полугодия 2009?г.
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС в целом по фармрынку в анализируемый период составила 12?грн., превысив показатель за I полугодие предыдущего года на 9,4% (рис. 1). Однако в разрезе отдельных категорий товаров «аптечной корзины» темпы прироста по этому показателю не превышали 7,8% (в сегменте ЛС), а в сегменте БАД даже было отмечено снижение средневзвешенной стоимости на 2%.

В разрезе помесячной динамики по всем категориям товаров «аптечной корзины» была отмечена схожая динамика — с начала года объем розничной реализации увеличивался и к марту достиг пикового значения в I полугодии 2010?г., в апреле и мае объем продаж в абсолютных величинах традиционно уменьшился, а в июне снова устремился ввысь.
В структуре аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении превалирует продукция зарубежного производства, а в натуральных величинах, напротив, во всех сегментах (за исключением ИМН) доминируют товары отечественного производства (рис. 2). Начиная с прошлого года, продукция отечественного производства демонстрирует опережающие темпы прироста аптечных продаж на фоне импортных товаров по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в текущем году эта тенденция сохранилась в денежном выражении, за исключением сегмента ИМН (рис. 3, 4). В это же время в натуральных величинах в текущем году для аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства характерны эквивалентные темпы прироста, объемы продаж импортной продукции ИМН опережают таковые для отечественной, а в сегментах косметики и БАД по-прежнему лучшую динамику аптечных продаж демонстрируют украинские продукты.



РЫНОК ЛС
Объем аптечных продаж ЛС по итогам I полугодия 2010?г. составил 9,1? лрд грн. за 557,7 млн упаковок, увеличившись на 21,1% в денежном и 12,3% натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 16,9% до 1,1?млрд дол. Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС в этот период составила 16,3 грн.
По итогам I полугодия 2010?г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. доля ЛС отечественного производства в общем объеме аптечных продаж увеличилась с 24?до 27% благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста на уровне 33%. Соответственно, удельный вес импортных ЛС уменьшился с 76?до 73%, а темпы прироста составили +17%. Следует отметить, что темпы прироста импорта ЛС в Украину в I полугодии были и того меньше — +12%.
Накопительный итог полугодия не отражает в полной мере картину долгосрочных тенденций развития рынка ЛС, более четкое понимание которых обеспечивает рассмотрение в относительных величинах показателя МАТ (скользящая годовая сумма). По итогам июля 2009 — июня 2010?г. объем аптечных продаж ЛС составил 18,3?млрд грн. (2,3?млрд дол.) за 1,2?млрд упаковок. По сравнению с июлем 2008 — июнем 2009?г. темпы прироста по этому показателю составили 27,8% в гривне, 6,4% в упаковках и 3,5% в долларах (рис. 5). Тренд изменения объема аптечных продаж по показателю МАТ в национальной валюте демонстрирует на протяжении последних 2,5?лет относительно равномерное развитие. В натуральных величинах вплоть до апреля 2009 — марта 2010?г. наблюдалась отрицательная динамика развития розничного рынка ЛС. В долларовом эквиваленте переломным моментом в динамике развития рынка ЛС послужила девальвация национальной валюты в кризисный период, а последующий выход темпов прироста объема продаж «в плюс» был обусловлен изменением базиса для сравнения по прошествии года с момента девальвации национальной валюты и положительными темпами прироста в натуральном выражении.

Вопрос заключается в том, какие же сегменты рынка ЛС выступают основными драйверами его роста? Если проанализировать динамику аптечных продаж ЛС сегментов «импорт за гривню», «импорт за валюту» и «ЛС отечественного производства», украинские препараты демонстрируют опережающие темпы прироста, импульсом которому послужили кризисные явления, способствующие пересмотру потребительских предпочтений в пользу качественной и менее дорогостоящей относительно импортной продукции отечественного производства (рис. 6).

Также перманентное улучшение динамики отмечено для ЛС в сегменте «импорт за гривню». В это же время сегмент «импорт за валюту» ввиду повышенной подверженности курсовым рискам и отдаленности от конечного потребителя (как следствие — низкая доступность управления ценой) несколько замедлил свое развитие.
В разрезе помесячной динамики основной вклад в итоговый прирост объема аптечных продаж ЛС в анализируемый период был обеспечен в апреле–июне, когда были достигнуты максимальные в текущем году темпы прироста розничной реализации ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009?г. (рис. 7, 8). Следует отметить, что в июне общий прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении формировался с помощью традиционных составляющих при определяющем вкладе индекса замещения и значительно меньшем влиянии других индикаторов роста (рис. 9).



Как было отмечено в предыдущих публикациях, индекс замещения определяется ростом физического объема рынка ЛС, а также смещением структуры продаж с дешевых в пользу более дорогостоящих препаратов, что подтверждается позитивной динамикой аптечных продаж ЛС в натуральном выражении и восстановлением на докризисный уровень ценовой структуры рынка с опережающими темпами прироста продаж препаратов высокостоимостной ниши (рис. 10, 11).


Изменение ценовой структуры рынка ЛС можно также рассматривать с точки зрения рыночного статуса препаратов. В 2009?г. минимальные темпы прироста средневзвешенной стоимости демонстрировали генерические и традиционные ЛС, в структуре аптечных продаж которых превалируют препараты низко- и среднестоимостной ниш, для более дорогостоящих брэндированных генериков и оригинальных ЛС этот показатель был значительно выше (рис. 12, 13).


В текущем году было отмечено изменение вектора прироста средневзвешенной стоимости 1?упаковки ЛС в разрезе рыночного статуса. Так, средневзвешенная стоимость ЛС, продемонстрировавших максимальное подорожание в прошлом году, по итогам I полугодия 2010?г. практически не изменилась для брэндированных генериков и снизилась для оригинальных ЛС.
В анализируемый период соотношение рецептурных и безрецептурных ЛС составило соответственно 53:47?в денежном и 34:66?в натуральном выражении. Хотя следует отметить, что по итогам I полугодия 2009–2010?гг. сегмент рецептурных препаратов развивается опережающими темпами относительно аналогичного периода предыдущих лет.
Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в анализируемый период по сравнению с 2008–2009 гг. критических изменений не претерпела. Топ-5 по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно сформировали ЛС следующих групп АТС-классификации 1-го уровня: A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». Суммарный удельный вес первой пятерки по итогам I полугодия 2010 г. оставался стабильным относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 71% общего объема аптечных продаж ЛС.
Топ-3 групп АТС-классификации 3-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно сформировали препараты таких групп: M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства», N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» и A05B «Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества».
Топ-лист брэндов ЛС по объему продаж в денежном выражении в анализируемый период возглавил АКТОВЕГИН (табл. 2). На 2-м месте оказался ЭССЕНЦИАЛЕ, а «бронзовым» призером стал препарат МИЛДРОНАТ.
Таблица 2 | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2008–2009?гг. |
Брэнд | 2010? | 2009? | 2008? |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 | 2 | 2 |
МИЛДРОНАТ | 3 | 4 | 3 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 4 | 5 | 13 |
НО-ШПА | 5 | 8 | 11 |
ПРЕДУКТАЛ | 6 | 6 | 5 |
МЕЗИМ | 7 | 3 | 4 |
ЛИНЕКС | 8 | 16 | 17 |
АУГМЕНТИН | 9 | 15 | 15 |
ЛАЗОЛВАН | 10 | 11 | 8 |
ЦЕФТРИАКСОН | 11 | 9 | 6 |
ЦЕРАКСОН | 12 | 22 | 38 |
КАНЕФРОН | 13 | 14 | 19 |
КАРСИЛ | 14 | 21 | 30 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 15 | 17 | 20 |
ВИТРУМ | 16 | 12 | 7 |
КАРДИОМАГНИЛ | 17 | 35 | 88 |
КЕТАНОВ | 18 | 10 | 16 |
ЭНАП | 19 | 7 | 9 |
АМИЗОН | 20 | 20 | 37 |
В рамках приведенной топ-20 брэндов ЛС по итогам I полугодия 2010 г. значительный прорыв отмечают для препарата КАРДИОМАГНИЛ, который переместился с 35-й на 17-ю позицию благодаря опережающим темпам прироста объема аптечных продаж (более 50%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доля топ-20 брэндов ЛС суммарно в анализируемый период составила 11% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.
Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I полугодия 2010 г. возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 3). За ней на 2-м и 3-м местах расположились соответственно компании «Фармак» и «Sanofi-Aventis».
Таблица 3 | Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2008–2009?гг. |
Маркетирующая организация | 2010 | 2009 | 2008 |
---|---|---|---|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Фармак (Украина) | 2 | 3 | 6 |
Sanofi-Aventis (Франция) | 3 | 2 | 2 |
Nycomed (Норвегия) | 4 | 5 | 9 |
Дарница (Украина) | 5 | 4 | 3 |
Артериум Корпорация ?(Украина) | 6 | 7 | 7 |
Servier (Франция) | 7 | 9 | 8 |
KRKA (Словения) | 8 | 6 | 5 |
Sandoz (Швейцария) | 9 | 8 | 4 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 10 | 10 | 13 |
Здоровье (Украина) | 11 | 14 | 15 |
Heel (Германия) | 12 | 28 | 11 |
GlaxoSmithKline ?(Великобритания) | 13 | 13 | 14 |
Борщаговский ХФЗ ?(Украина) | 14 | 11 | 12 |
Actavis Group (Исландия) | 15 | 15 | 17 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 16 | 12 | 10 |
Стада-Нижфарм ?(Германия–Россия) | 17 | 22 | 24 |
Teva (Израиль) | 18 | 16 | 19 |
Boehringer Ingelheim ?(Германия) | 19 | 17 | 16 |
ratiopharm (Германия) | 20 | 19 | 20 |
Киевский витаминный ?завод (Украина) | 21 | 26 | 35 |
Bittner (Австрия) | 22 | 21 | 21 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 23 | 18 | 18 |
Bayer Schering Pharma (Германия) | 24 | 30 | 25 |
Bionorica (Германия) | 25 | 24 | 27 |
Merck & Co (США) | 26 | 25 | 28 |
Kusum Healthcare (Индия) | 27 | 35 | 34 |
ИнтерХим (Украина) | 28 | 34 | 45 |
Sopharma (Болгария) | 29 | 36 | 42 |
Zentiva (Чешская Республика) | 30 | 23 | 23 |
Mili Healthcare ?(Великобритания) | 31 | 27 | 30 |
Ranbaxy (Индия) | 32 | 20 | 22 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 33 | 32 | 32 |
Pfizer Inc. (США) | 34 | 31 | 26 |
Юрия-Фарм (Украина) | 35 | 40 | 51 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 36 | 37 | 40 |
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare ?(Великобритания) | 37 | 29 | 37 |
Grindeks (Латвия) | 38 | 41 | 33 |
Astellas Pharma Europe ?(Нидерланды) | 39 | 42 | 39 |
Egis (Венгрия) | 40 | 38 | 36 |
В анализируемый период кардинальных перестановок в этом топ-листе не отмечено — все участники демонстрировали планомерное развитие, за исключением компании «Heel», которая благодаря двукратному увеличению объема розничных продаж ЛС в денежном выражении восстановила позиции, переместившись с 28-го на 12-е место данного рейтинга. На долю топ-40 маркетирующих организаций в этот период приходилось суммарно 65% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.
С целью более глубокого понимания успешности развития компаний в различные временные периоды интересным представляется проанализировать такой показатель, как Evolution Index по показателю МАТ с июля 2009?по июнь 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущих лет, а также по накопительному итогу YTD за январь–июнь 2010 г. В рамках топ-40?маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам июля 2009 – июня 2010 г. представлены компании, которые продемонстрировали опережающее развитие Evolution Index по МАТ (табл. 4).
Таблица 4 | Топ-10?маркетирующих организаций по Evolution Index, рассчитанному по показателю МАТ в июле 2009 — июне 2010?г. с указанием Evolution Index по показателю YTD в январе–июне 2010?г. |
Маркетирующая организация | Ei (MAT) | Ei (YTD) |
---|---|---|
Фармак (Украина) | 37,0 | 31,0 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 24,3 | 16,2 |
Sopharma (Болгария) | 22,8 | 15,0 |
Юрия-Фарм (Украина) | 22,4 | 12,9 |
ИнтерХим (Украина) | 22,0 | 11,3 |
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | 19,7 | 17,8 |
Kusum Healthcare (Индия) | 15,1 | 16,5 |
Nycomed (Норвегия) | 9,1 | 12,8 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7,8 | 9,6 |
Здоровье (Украина) | 7,4 | 7,3 |
Примечательно, что в эту топ-10 вошли 6 отечественных компаний, что является очередным подтверждением стремительного развития сегмента аптечных продаж ЛС отечественного производства.
ИТОГИ
Как показывает время, отечественный фармрынок стабилизировался и вступил во II полугодие 2010 г. с 11 млрд грн. и позитивной динамикой по всем параметрам развития. Более того, можно констатировать постепенное восстановление физического объема потребления ЛС на докризисный уровень. В частности, в июне текущего года объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении превысил показатель аналогичного периода 2008 г. Инфляционная составляющая прироста рынка ЛС отступила, уступив место естественным драйверам роста — увеличению натурального объема и переключению с дешевых на более дорогостоящие препараты.
С прошлого года сохранилась и, более того, укрепилась тенденция опережающего роста аптечных продаж ЛС украинского производства с соответствующим увеличением их доли в общем объеме рынка.
Кроме того, следует отметить, что в рамках сегмента ЛС зарубежного производства основным драйвером развития выступает «импорт за гривню», который в силу меньшей подверженности курсовым рискам и возможности проведения более гибкой ценовой политики, нежели импорт за валюту, не только легче перенес кризисный период, но и продолжает стабильно развиваться в текущем году.
В контексте последних событий, а именно привлечения дополнительных финансовых средств в Украину посредством получения кредита Международного валютного фонда (МВФ) экономическое будущее нашей страны получит новый виток развития. В общей сложности в рамках 3-летней программы МВФ обещает предоставить Украине 15 млрд дол., сообщается на сайте
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим