
Итак, тренинг — это активная форма обучения как у самого тренера, так и друг у друга в процессе тренинга. Он направлен на получение новых знаний и умений, чтобы впоследствии они перешли в навык. Знания — это не более чем информация, навыки — это умение применить знания на практике в определенных условиях, и, наконец, умения — это возможность применить навыки в меняющихся условиях. Например, я без труда могу приготовить вечером ужин, конечно, что сложного, есть продукты, свет, печь и т.п. Но ситуация несколько меняется в том случае, если это туристический поход, выезд на природу. И именно мастерство в данной изменившейся ситуации и называется умением.
Например, раньше кто-то занимался открытием автосервиса, ситуация изменилось, рынок поменялся. Была открыта первая аптека, затем вторая и их уже более 30… И аптеки более чем рентабельны. В данной ситуации я говорю о конкретном человеке, который смог достичь отличных результатов, не имея фармацевтического образования, зато имея отличный предпринимательский подход, вкладывая свое время и средства в совершенствование сотрудников. Вот что значит умения — достичь отличных результатов независимо от сферы бизнеса, времени года и десятилетия. Стабильность на самом деле — это просто иллюзия.
Менеджер по обучению персонала — это сотрудник, основная функция которого заключается в повышении уровня знаний работников предприятия. Менеджер по обучению, как правило, мало занимается выработкой навыков и умений.
Коуч — это специалист, помогающий найти пути достижения конкретной цели.
Методы и инструменты тренинга:
Ледоколы — психологические задания на снятие напряжения группы или отдельных ее участников. Знаете, как бывает, некоторые люди начинают чувствовать себя не в своей тарелке. Лично мне как тренеру важно, чтобы все участники чувствовали себя хорошо, так как это помогает повысить эффективность тренинга.
Мини-лекции — передача информации от одного человека группе, как правило, устная. Используются мультимедийные проекторы, флипчатры с целью закрепления новой информации визуально. Это работает. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Метафорические деловые игры — отработка знаний и умений, полученных на тренинге, на примере детских сказок, метафор, былин и др. При этом создается большая вовлеченность сотрудников, добавляется хорошая эмоциональная составляющая тренинга, включаются элементы командообразования. Это превращает тренинг в интересную деловую игру, где каждый участник чувствует себя легко и свободно, что позволяет полностью раскрыть свой потенциал и возможности. Однако это отдельная обширная тема, о которой я расскажу в одной из следующих публикаций.
Анекдот — также особая форма подачи информации со смешным завершением, эмоция всегда позитивная, со скрытым смыслом. Помогает выйти на позитивную волну.
Примеры из жизни — только реальные, следует говорить правду. А вот пофантазировать можно в следующем случае.
Притча — особая форма изложения вымышленной истории, часто мифического характера.
Коучинг — особая форма задавания вопросов, направленная на понимание и поиск достижения жизненной или профессиональной цели.
Ролевые игры — имитирование различных моментов профессиональной деятельности, диалог между двумя участниками тренинга, которым прописываются определенные роли. В деловых играх задействовано только два участника.
Деловые игры — имитирование различных моментов профессиональной деятельности. Например, разыгрывается работа первостольника с конфликтным посетителем аптеки и др. В деловой игре принимают участие три и более сотрудников.
Обратная связь — вовлечение в процесс большей части участников, особенно тех, кто начинает отвлекаться на смартфон. Организация вкладывает средства в конкретные изменения работы сотрудников для получения дополнительной прибыли после тренинга.
Мозговые штурмы — прекрасный способ генерировать множество идей за ограниченное количество времени, создавая при этом соревновательный дух и высокую вовлеченность всех причастных. Участники мозгового штурма чувствуют, что их идеи имеют значение. Особенно когда совместно составляются алгоритмы, скрипты и другой материал, который в последующем будет использоваться на практике.
Синемалогия — это легкий для восприятия инструмент в форме просмотра мультфильмов, фрагментов художественного фильма. По сути заключается в анализе и решении жизненных кейсов, представленных в видеоматериале, для выработки навыка анализа ситуации и принятия правильных решений. Кроме того, используя позитивные известные фильмы, мы применяем технику положительного NLP-якоря (Neuro-linguistic programming — нейролингвистическое программирование).
Оптимальная структура тренинга (самая ресурсная по времени):
- предтренинговый этап, анализ предтренинга;
- тренинг;
- видеосъемка тренинга — современный посттренинговый анализ, помогающий проанализировать все мельчайшие детали;
- посттренинговое сопровождение.
Условия, при которых тренинг даст необходимые результаты:
а) правильно поставленная цель;
б) высокий уровень мотивации сотрудников;
в) высокая степень вовлеченности сотрудников;
г) эффективные методы удержания сотрудников;
д) обязательная отработка знаний и умений на практике.
Это основные моменты.
В некоторых ситуациях тренинги путают с:
- лекциями. Уверен, вы увидели отличие тренинга от лекции в самих определениях. Одно из преимуществ лекции — это простота. По сути любой знающий провизор может провести лекцию, подробно изучив материал. Но провести тренинг, извольте, — это уже другая история… Кстати, вопрос лично к вам: «Тренинг — это искусство или наука?» Ответ на этот вопрос будет в одной из следующих публикаций.
Преимущество тренинга в полном его понимании — это максимум эффективности. Это как проехать 1000 км на автобусе или пролететь их на самолете. Результат в виде прибыли не заставит себя ждать, только в одном из вариантов;
- презентациями фармкомпаний, которые иногда именуют тренингами. Да, в подобных презентациях часто есть элементы тренинга, это факт, и это отлично. Только отрабатываются ли за эти 15 мин навыки и умения каждого участника? Важно помнить, что цели конкретной компании могут значительно отличаться от целей аптеки (аптечной сети);
- продуктовыми тренингами, которые нацелены на запоминание информации по конкретному продукту (или группе), отработка навыков и умений — минимальная. И речь идет в основном о продукте.
Тренер, какой он?
Внешние. Преимущества: высокий уровень мотивации (с целью установления долгосрочных отношений), сложно втянуть в офисные войны, делает только свою работу. Минусы: стоимость услуг.
Внутренние. Преимущества: минимальные расходы по зарплате. Минусы: может быть втянут в офисные войны, есть свои любимчики и, наоборот, не всегда высокая мотивация. Очень важны харизма тренера, креативный подход и умение вовлечь сотрудников в процесс обучения.
Итак, мы выяснили, что существует немало методов и инструментов для развития персонала. Развивайтесь и будьте способны на большее, чем то, что Вы совершаете сегодня!
сертифицированный бизнес-тренер, эксперт сайта job.morion,
представитель компании «Студии развития персонала и бизнеса» PBDs
Коментарі