«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам I полугодия 2019 г. розничные продажи всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 16,6% в денежном и 15,6% в долларовом выражении и составили 48,9 млрд грн. и 1,8 млрд дол. США (по курсу Межбанка). В натуральном выражении объем продаж сократился на 1,8% и составил 846 млн упаковок (рис. 1).

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» прирост аптечных продаж в денежном выражении отмечается для всех категорий. В то же время в натуральном выражение прирост продаж отмечается для диетических добавок и косметики, а для лекарственных средств и медицинских изделий фиксируется снижение на 3 и 1% соответственно (табл. 1).
Год | Лекарственные средства | Медицинские изделия | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./упаковка | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2017 | 28 914,6 | 23,6 | 84,3 | 2 585,2 | 14,7 | 7,5 | 1 222,6 | 16,3 | 3,6 | 1 571,8 | 45,8 | 4,6 | 34 294,2 | 23,4 |
2018 | 35 167,7 | 21,6 | 83,9 | 3 150,7 | 21,9 | 7,5 | 1 494,8 | 22,3 | 3,6 | 2 100,8 | 33,7 | 5,0 | 41 913,9 | 22,2 |
2019 | 40 614,2 | 15,5 | 83,1 | 3 664,0 | 16,3 | 7,5 | 1 735,7 | 16,1 | 3,5 | 2 878,0 | 37,0 | 5,9 | 48 891,8 | 16,6 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2017 | 544,2 | 10,1 | 66,2 | 225,7 | –1,6 | 27,4 | 22,5 | 8,3 | 2,7 | 30,4 | 38,2 | 3,7 | 822,8 | 7,3 |
2018 | 562,1 | 3,3 | 65,2 | 241,8 | 7,2 | 28,1 | 23,2 | 3,2 | 2,7 | 34,2 | 12,7 | 4,0 | 861,4 | 4,7 |
2019 | 543,7 | –3,3 | 64,3 | 240,5 | –0,6 | 28,4 | 23,5 | 1,0 | 2,8 | 38,4 | 12,2 | 4,5 | 846,0 | –1,8 |
В разрезе продаж товаров украинского и зарубежного производства для украинского фармрынка характерно преобладание зарубежных товаров в денежном выражении. В натуральном выражении превалируют отечественные, за исключением медицинских изделий, где доля зарубежных товаров превысила отметку 50% (рис. 2). При этом зарубежные производители продолжают укреплять свои позиции на рынке, увеличив по итогам I полугодия 2019 г. долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2019 г. составила 57,8 грн. и повысилась на 18,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией в исследуемый период стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 75,0 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 74,7 грн., косметики — 73,9 грн., медицинских изделий — 15,2 грн.

В последние годы одним из трендов фармрынка Украины является увеличение доли диетических добавок в общей структуре продаж. По итогам I полугодия 2019 г. доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила порядка 6%, І кв. 2019 г. — 6%, во ІІ кв — 5,7% (рис. 4).

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В I полугодии 2019 г. объем розничной реализации лекарственных средств составил 40,6 млрд грн., 543,7 млн упаковок и 1,5 млрд дол. При этом в гривневом и долларовом выражении отмечается прирост объема продаж на уровне 15%. В натуральном же выражении объем продаж сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Помесячная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста как в гривневом, так и долларовом выражении, однако с февраля 2019 г. темпы прироста существенно замедлились. В упаковках в этот период отмечается значимое сокращение объема продаж (рис. 5).

Розничный фармрынок практически полностью финансируется за счет потребителя. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами посредством реимбурсации ряда препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета ІІ типа, бронхиальной астмы, а также препаратов инсулина через аптечную сеть незначительное. В связи с этим благосостояние населения — один из ключевых факторов развития фармрынка. В последние годы фиксируется повышение как заработной платы, так и доходов населения. НБУ продолжает фиксировать возрастание уровня заработной платы, однако темпы ее роста замедляются, в мае 2019 г. отмечено повышение реальной заработной платы на 7% и номинальной — на 17% (рис. 6). Увеличиваются и доходы населения. Так, по итогам I кв. 2019 г. ГССУ фиксирует рост реальных доходов населения на 8%, а номинальных — на 17% (рис. 7).


Анализ индикаторов динамики рынка лекарственных средств в денежном выражении показывает, что в І полугодии 2019 г. рынок развивался преимущественно за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей, и в меньшей степени — за счет перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения) (рис. 8). Несмотря на это, инфляция на фармрынке и в сфере здравоохранения в целом по прежнему ниже, чем по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг, о чем свидетельствуют данные ГССУ (рис. 9).


Еще одним трендом последних лет является увеличение доли рецептурных препаратов в общей структуре розничных продаж лекарственных средств (рис. 10). За последние 10 лет удельный вес рецептурных препаратов увеличился с 35 до 42% в натуральном и с 54 до 61% в денежном выражении.

В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении в последние годы фиксируется относительный паритет на уровне 38/62%. При этом в натуральном выражении просматривается тенденция к увеличению доли препаратов зарубежного производства (рис. 11).

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
По итогам I полугодия 2019 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют три украинские компании — «Фармак», Корпорация «Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж. При этом среди топ-20 лишь 8 компаний смогли увеличить свою долю на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.
№ п/п, год | Маркетирующая организация | Прирост продаж в гривневом выражении, % | Evolution index | Доля на рынке, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||||
1 | 1 | 1 | Фармак (Украина) | 18,0 | 101 | 5,42 |
2 | 2 | 2 | Корпорация «Артериум» (Украина) | 11,7 | 96 | 3,44 |
3 | 4 | 3 | Дарница (Украина) | 13,7 | 98 | 3,19 |
4 | 5 | 4 | Sanofi (Франция) | 17,0 | 100 | 3,18 |
6 | 3 | 5 | Teva (Израиль) | 7,8 | 92 | 3,05 |
5 | 6 | 6 | Berlin-Chemie (Германия) | 0,3 | 86 | 2,66 |
10 | 10 | 7 | KRKA (Словения) | 27,9 | 110 | 2,47 |
9 | 7 | 8 | Юрия-Фарм (Украина) | 14,5 | 98 | 2,36 |
8 | 9 | 9 | Киевский витаминный завод (Украина) | 15,4 | 99 | 2,31 |
7 | 8 | 10 | Группа компаний «Здоровье» (Украина) | 7,6 | 92 | 2,19 |
14 | 12 | 11 | Кусум Фарм (Украина) | 22,5 | 105 | 2,11 |
13 | 11 | 12 | Дельта Медикел (Украина) |
15,6 | 99 | 2,05 |
11 | 13 | 13 | Acino (Швейцария) | 18,2 | 101 | 2,00 |
15 | 14 | 14 | Sandoz (Швейцария) | 19,9 | 103 | 1,94 |
12 | 15 | 15 | Takeda (Япония) | 1,9 | 87 | 1,42 |
21 | 18 | 16 | Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 17,8 | 101 | 1,40 |
18 | 17 | 17 | Servier (Франция) | 13,0 | 97 | 1,40 |
24 | 22 | 18 | GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) | 30,7 | 112 | 1,35 |
17 | 16 | 19 | Bayer Consumer Health (Швейцария) | 2,4 | 88 | 1,28 |
19 | 19 | 20 | Борщаговский ХФЗ (Украина) | 8,3 | 93 | 1,24 |
Активное продвижение препаратов посредством рекламы и промоции является одним из ключевых факторов увеличения объема продаж. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на телевидении возглавляют «Фармак», «GSK Consumer Healthcare» и «Sandoz» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) выступают «Berlin-Chemie», «Teva» и «Фармак» (табл. 4).
Маркетирующая организация | EqGRP, % |
Фармак (Украина) | 22 420,9 |
GSK Consumer Healthcare(Великобритания) | 16 555,6 |
Sandoz (Швейцария) | 11 978,0 |
Reckitt Benckiser (Великобритания) | 11 824,0 |
Sanofi (Франция) | 10 464,1 |
Корпорация «Артериум» (Украина) | 10 062,6 |
Sopharma (Болгария) | 9265,1 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 7520,7 |
Сперко Украина (Украина) | 6687,2 |
Naturwaren (Германия) | 6357,1 |
Маркетирующая организация | Количество воспоминаний о визитах МП, тыс. воспоминаний |
Berlin-Chemie (Германия) | 96,2 |
Teva (Израиль) | 93,7 |
Фармак (Украина) | 77,4 |
KRKA (Словения) | 69,8 |
Sandoz (Швейцария) | 63,3 |
Acino (Швейцария) | 60,6 |
Дельта Медикел (Украина) | 60,5 |
Дарница (Украина) | 57,4 |
Sanofi (Франция) | 54,7 |
Кусум Фарм (Украина) | 50,5 |
По итогам I полугодия 2019 г., в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты НУРОФЕН, КСАРЕЛТО, НИМЕСИЛ, НАТРИЯ ХЛОРИД и СПАЗМАЛГОН (табл. 5).
№ п/п, год | Бренд | ||
2017 | 2018 | 2019 | |
2 | 1 | 1 | НУРОФЕН |
57 | 15 | 2 | КСАРЕЛТО |
4 | 3 | 3 | НИМЕСИЛ |
3 | 4 | 4 | НАТРИЯ ХЛОРИД |
10 | 7 | 5 | СПАЗМАЛГОН |
8 | 9 | 6 | СИНУПРЕТ |
7 | 5 | 7 | РЕОСОРБИЛАКТ |
1 | 2 | 8 | АКТОВЕГИН |
6 | 8 | 9 | НО-ШПА |
11 | 6 | 10 | ТИВОРТИН |
9 | 10 | 11 | ЦИТРАМОН |
28 | 14 | 12 | ДЕТРАЛЕКС |
294 | 251 | 13 | ВАЛЬСАКОР |
20 | 24 | 14 | НАЛБУФИН |
22 | 16 | 15 | ЭВКАЗОЛИН |
13 | 13 | 16 | АЦЦ |
45 | 28 | 17 | БИФРЕН |
31 | 40 | 18 | ФАНИГАН |
233 | 48 | 19 | ФАРМАСУЛИН |
5 | 11 | 20 | ЭССЕНЦИАЛЕ |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ
В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменным. Его формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД».
При этом стоить отметить жесткую конкурентную борьбу между лидерами сегмента. В исследуемый период удельный вес поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 81% (рис. 12).

ИТОГИ
Фармацевтический рынок продолжает активно развиваться, демонстрируя двузначные темпы прироста в гривневом и долларовом выражении. Однако стоит отметить, что в I полугодии 2019 г. темпы роста замедлились. По последним прогнозам экспертов, в 2019 г. ожидается прирост объема продаж в гривневом выражении на уровне 16,2–20,1% и в натуральном выражении — порядка 1,6%.
Тренды последних лет продолжаются и в І полугодии 2019 г. Среди них — увеличение доли диетических добавок в общей структуре продаж товаров «аптечной корзины», увеличение удельного веса рецептурных препаратов, а также незначительное увеличение доли препаратов зарубежного производства.
В сегменте дистрибуции отмечается жесткая конкурентная борьба за долю на рынке между лидерами сегмента.
*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения Операции объединенных сил.
**Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс.
***Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей и фармацевтов.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим