Как же это работало раньше?
Распространенной практикой можно было назвать случай, когда пациент обращался за консультацией к своему лечащему врачу и получал от него рецепт на лекарственное средство. Далее пациент отправлялся в ближайшую аптеку, где фармацевт отпускал ему выписанный препарат.
Для того чтобы увеличить свой доход, фармацевты дополнительно к реализации выписанного препарата старались предложить клиентам другие, связанные со здоровьем продукты. Таким образом врачи обеспечивали фармацевтам постоянный поток пациентов и, как следствие, — доход.
Однако сегодня для людей открылся альтернативный путь действий. Ведь интернет-аптеки предоставляют потребителям более широкий выбор продуктов и услуг. В свою очередь, Национальная служба здравоохранения (National Health Service — NHS) Англии запустила сервис электронных рецептов (Electronic Prescription Service — EPS), который также положительно отражается на продаже лекарственных средств через интернет. Теперь врачи могут отправлять рецепты в электронном виде сразу в аптеку по выбору пациента. Это делает процесс назначения и выдачи препаратов еще более эффективным и удобным.
Согласно оценкам за 2019 г. NHS уже может поделиться некоторыми успехами, связанными с внедрением EPS:
- прогнозируется уменьшение количества ошибок, связанных с назначением и реализацией лекарственных средств, на 30%;
- 93% практикующих врачей отправляют рецепты с помощью EPS;
- 67% рецептов отправляются с помощью EPS (рисунок).

В чем причина спроса на интернет-аптеки?
Главным образом тенденцию к развитию интернет-аптек связывают с увеличением продолжительности жизни населения, а также с широким распространением хронических заболеваний. В данном случае важно понимать, что люди все чаще используют интернет для того, чтобы следить за своим здоровьем. Согласно оценкам, в США 4 из 5 человек, прежде чем обратиться к врачу, ищут описание своих симптомов в интернете. Это характерно и для Великобритании.
Стоит отметить, что интернет-аптеки в Великобритании существуют уже на протяжении двух десятилетий. Но именно в последние годы их влияние особенно возросло. Согласно данным опроса YouGov, проведенного в начале 2019 г. Генеральным фармацевтическим советом (General Pharmaceutical Council), около 25% жителей Великобритании выражают желание пользоваться услугами интернет-аптек.
На сегодня в Великобритании зарегистрировано более 350 интернет-аптек, из которых крупнейшей является Pharmacy2U.
Поддержка на государственном уровне
Важнейшим плюсом интернет-аптек является тот факт, что они во многом взяли на себя задачу механической реализации лекарственных средств населению. В связи с этим у традиционных аптек появилась возможность пересмотреть свою роль в общественном здравоохранении и расширить спектр предоставляемых профессиональных услуг.
Объективные преимущества интернет-аптек дали NHS толчок к разработке долгосрочного плана развития здравоохранения Англии, который предусматривает усиление роли фармацевтов в сфере первичной медико-санитарной помощи.
На сегодня NHS вкладывает серьезные средства в реализацию проекта, который направлен на объединение врачей общей практики и фармацевтов в районные команды. Совместная работа данных специалистов позволит улучшить обслуживание пациентов с хроническими заболеваниями (например с бронхиальной астмой) и уменьшит количество нерациональных назначений лекарственных средств.
Эксперты считают, что такой подход позволит фармацевтам «отойти» от механической реализации медикаментов и направить свои усилия на предоставление квалифицированной фармацевтической помощи.
«Фармацевты могут сделать весомый вклад в развитие здравоохранения, если в большей степени направят свои усилия на работу с пациентами. В частности, на контроль за полипрагмазией и надлежащим использованием лекарственных средств», — отметил Кит Ридж (Keith Ridge), главный фармацевтический директор NHS.
Такой подход, вероятно, приведет к тому, что NHS будет призывать пациентов использовать аптеки в качестве первичного места обращения за несрочной первичной медицинской помощью. Это позволит разгрузить врачей общей практики и повысить качество обслуживания пациентов, которые страдают от более острых и сложных заболеваний. Также планируется включить услуги фармацевтов в план медицинского обслуживания пациентов после выписки из больницы, что позволит уменьшить количество повторных обращений к врачам.
«Мы слишком часто обращаемся к врачу с проблемами, которые мог бы помочь решить и фармацевт. В связи с этим я хочу, чтобы мы были страной, где «входными воротами» здравоохранения является именно аптека», — заявил министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок (Matt Hancock).
Сегодня уровень фармацевтической помощи в Великобритании намного выше, чем когда-либо прежде. Требования к образованию и компетентности фармацевтов стремительно возрастают. Однако, несмотря на трудности, это и есть дорога в захватывающее будущее фармации.
Список использованной литературы находится в редакции
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим