«В мире наблюдается новый эпидемиологический переход между различными категориями неинфекционных заболеваний, когда сердечно-сосудистые заболевания перестают быть основной причиной смерти», — отметил Жиль Дагенаис (Gilles Dagenais), заслуженный профессор Университета Лаваля (Канада), ведущий автор одной из двух статей* по результатам проспективного исследования городской и сельской эпидемиологии (Prospective Urban Rural Epidemiology — PURE), опубликованным в начале сентября в журнале «The Lancet».
Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности среди взрослых (в исследование включали взрослых в возрасте 35–70 лет) во всем мире, на них приходится 40% всех случаев смерти, но в странах с высоким уровнем дохода на душу населения ситуация изменилась: злокачественные новообразования уже стали причиной вдвое большего количества случаев смерти (в указанной возрастной группе), чем сердечно-сосудистые заболевания (55 и 23% соответственно) (рисунок).

PURE — единственное крупное проспективное международное когортное исследование, которое включает значительный массив данных из регионов с разным уровнем дохода (21 страна, Украина не участвовала) с использованием стандартизированных параллельных методов отбора проб, измерения и контроля.
«Поскольку показатели смертности вследствие сердечно-сосудистых заболеваний продолжают снижаться, рак, вероятно, может стать основной причиной смерти во всем мире в течение нескольких десятилетий», — отметил ведущий автор исследования.
На основании результатов исследования PURE также не приходится говорить о том, что в странах с высоким уровнем дохода добились переломных, прямо-таки судьбоносных успехов в борьбе со злокачественными новообразованиями или, напротив, что рак преимущественно поражает скучающих и пресыщенных «жертв цивилизации».
Нет! Общие показатели смертности в странах с низким доходом (13,3 случаев смерти на 1000 человеко-лет) были в 2 раза выше, чем со средним (6,9 на 1000 человеко-лет) и в 4 раза выше, чем с высоким (3,4 на 1000 человеко-лет). Такую характерную картину величины смертности в зависимости от уровня благосостояния наблюдали по всем причинам смерти, кроме злокачественных новообразований, смертность вследствие которых (в исследуемой возрастной группе) была одинаковой в разных странах.
Полученные данные не столь масштабны, как в рамках Глобального исследования бремени болезней (Global Burden of Disease), но дополняют их в некоторых аспектах, к примеру, в отношении доступа к лечению и фармакотерапии. На основании их анализа авторы исследования подчеркнули важность организации адекватной медицинской помощи в странах с низким и средним уровнем дохода, а также прочих общественных инициатив, направленных на улучшение условий жизни и труда.
Развитие этой мысли можно отметить в работах других эпидемиологов: причинами повышенной смертности считают уровень нагрузок (физическое или психическое перенапряжение на рабочем месте), ресурсы и средства отдыха (качество жилища, экологический микроклимат пригорода или густонаселенных городских районов), поведение в отношении здоровья (здоровое питание, курение) и в медицинское обслуживание (контакт врача с пациентом, зубные протезы, уход, лекарства). При этом характерные различия в уровне и характере смертности наблюдают в зависимости от социального и экономического положения и в пределах популяции одной страны.
В этой «жатве смерти», возможно, только злокачественные новообразования не делают различий между бедными и богатыми странами и группами населения применительно к среднему возрасту, играя роковую роль в группе лиц пожилого возраста, счастливо избежавших опасностей, связанных с сердечно-сосудистыми и прочими заболеваниями.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим