МЕТОДОЛОГИЯ
Методология расчета госпитальных закупок использует данные по акцептированным тендерам, отгрузкам дистрибьюторов и выборки из лечебно-профилактических учреждений. При расчете учитывается ежемесячный объем финансирования в разрезе местного и государственного бюджетов. В расчете участвуют более 10 тыс. товарных позиций (Stock Keeping Unit — SKU) препаратов и 2,3 тыс. лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Украины.
Компания «Proxima Research» также мониторирует и систематизирует данные о результатах проведенных закупок международными организациями, уполномоченными обеспечить потребность в рамках государственных программ МЗ Украины.
С января 2019 г. компания «Proxima Research» также мониторирует и систематизирует данные о поставках лекарственных средств в медицинские учреждения частной формы собственности.
Методология расчета частных ЛПУ основана на экстраполяции данных репрезентативной выборки с учетом врачебного профиля учреждений и кластерного анализа ассортимента закупаемых лекарственных средств.
ГОСПИТАЛЬНЫЕ ПОСТАВКИ
По итогам 8 мес 2019 г., общий объем украинского рынка лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегменты, составил 60,6 млрд грн. за 785 млн упаковок (рис. 1). При этом основным драйвером развития рынка является розница, аккумулируя 88,6% рынка в денежном и 91,1% в натуральном выражении.

В госпитальном сегменте можно выделить 3 основных источника финансирования закупок лекарственных средств:
- закупки по государственным программам МЗ Украины;
- закупки за средства местных и ведомственных бюджетов;
- закупки частными медучреждениями.
Объем поставок лекарственных средств в частные ЛПУ относительно невелик и по итогам 8 мес 2019 г. составляет 602,5 млн грн. и 2,6 млн упаковок. В структуре госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе источника финансирования доля поставок в частные ЛПУ составляет 8% в денежном и 4% в натуральном выражении (рис. 2).

При закупках препаратов по программам МЗ Украины и частных ЛПУ большая доля денежных средств расходуется на закупку зарубежных препаратов. В то же время средства местных и ведомственных бюджетов направлены на закупку препаратов отечественного производства (рис. 3).

Также стоит отметить, что структура поставок лекарственных средств, закупаемых для государственного и частного ЛПУ, существенно отличается.
Рейтинги по объему поставок лекарственных средств в денежном выражении по АТС-классификации 2-го уровня, закупленных частными ЛПУ, по программам МЗ Украины и за средства местных и ведомственных бюджетов по итогам 8 мес 2019 г. представлены в табл. 1. Аналогичные рейтинги по международным непатентованным наименованиям (МНН) и маркетирующим организациям — в табл. 2 и 3 соответственно.
Таблица 1. Топ-10 групп лекарственных средств АТС-классификации 2-го уровня по объему поставок в ЛПУ в денежном выражении по итогам 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования
№ п/п |
Программы МЗ Украины | Местные и ведомственные бюджеты | Частные ЛПУ |
1 | B02 Антигеморрагические средства | J01 Антибактериальные средства для системного применения | L01 Антинеопластические средства |
2 | L01 Антинеопластические средства | B05 Кровезаменители и перфузионные растворы | G03 Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы |
3 | J05 Противовирусные средства для системного применения | N02 Анальгетики | J07 Вакцины |
4 | J07 Вакцины | L01 Антинеопластические средства | V08 Контрастные средства |
5 | A16 Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | N01 Анестетики | J01 Антибактериальные средства для системного применения |
6 | L04 Иммуносупрессанты | N05 Психолептические средства | H01 Гипофизарные, гипоталамические гормоны и их аналоги |
7 | J04 Средства, действующие на микобактерии | D08 Антисептические и дезинфицирующие средства | L02 Средства, применяемые для гормональной терапии |
8 | J02 Противогрибковые средства для системного применения | Bb01 Антитромботические средства | B05 Кровезаменители и перфузионные растворы |
9 | B05 Кровезаменители и перфузионные растворы | C01 Кардиологические препараты | S01 Средства, применяемые в офтальмологии |
10 | J06 Лечебные сыворотки и иммуноглобулины | M01 Противовоспалительные и противоревматические средства | N02 Анальгетики |
Таблица 2. Топ-10 МНН лекарственных средств по объему поставок в ЛПУ в денежном выражении за 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования
№ п/п | Программы МЗ Украины | Местные и ведомственные бюджеты | Частные ЛПУ |
1 | Фактор свертывания крови VIII | Натрия хлорид | Фоллитропин альфа |
2 | Ритонавир+ лопинавир | Фентанил | Менотропин |
3 | Элосульфаза альфа | Меропенем | Бевацизумаб |
4 | Ритуксимаб | Цефтриаксон | Прогестерон |
5 | Иммуноглобулин человеческий | Аргинин | Йогексол |
6 | Нилотиниб | Спирт этиловый | Трастузумаб |
7 | Адалимумаб | Пембролизумаб | Пембролизумаб |
8 | Капреомицин | Левофлоксацин | Цетрореликс |
9 | Фактор свертывания крови IX | Пропофол | Трипторелин |
10 | Аспарагиназа | Декстроза | Пертузумаб |
Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по объему поставок лекарственных средств в ЛПУ в денежном выражении за 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования
№ п/п | Программы МЗ Украины | Местные и ведомственные бюджеты | Частные ЛПУ |
1 | AbbVie Biopharmaceuticals GmbH (Швейцария) | Юрия-Фарм (Украина) | Roche (Швейцария) |
2 | Baxter AG (Швейцария) | Группа компаний «Здоровье» (Украина) | Merck Serono International (Швейцария) |
3 | Sandoz (Швейцария) | Корпорация «Артериум» (Украина) | GSK (Великобритания) |
4 | Pfizer (США) | Фармак (Украина) | Pfizer (США) |
5 | MSD (США) | Дарница (Украина) | Фармак (Украина) |
6 | GSK (Великобритания) | Mistral Capital Management (Великобритания) | MSD (США) |
7 | BioMarin International Limited (Ирландия) | MSD (США) | IBSA (Швейцария) |
8 | Kedrion (Италия) | Борщаговский ХФЗ (Украина) | Sanofi (Франция) |
9 | Sanofi (Франция) | Лекхим (Украина) | Ferring International Center (Швейцария) |
10 | Roche (Швейцария) | Roche (Швейцария) | Amaxa Pharma (Великобритания) |
ЗАКУПКИ ПО ПРОГРАММАМ МЗ УКРАИНЫ
Как известно, с 2015 г. закупки лекарственных средств и медицинских изделий (МИ) по централизованным программам МЗ Украины были переданы международным закупочным агентствам ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents. В 2015 г. международные организации закупали лекарственные средства и МИ по отдельным программам, а с 2016 г. им переданы закупки по всем централизованным программам. Изначально такой механизм закупок планировалось применять до 31 марта 2019 г., однако в 2019 г. он был продлен на 1 год — до 31 марта 2020 г.
Общественность и профессиональное сообщество неоднократно сообщали о неэффективности таких закупок. В частности, поставки препаратов, закупленных международными организациями, в ЛПУ осуществляются с большой задержкой, в течение 1,5–2 лет с момента перечисления средств, а по некоторым позициям даже больше. В 2019 г. еще фиксируются поставки препаратов, закупленных за средства бюджетов 2015 и 2016 г. Также активно осуществляются поставки за 2017 и 2018 г. За средства бюджета 2019 г. поставки по отдельным позициям начались в августе текущего года (рис. 4).

P.S.
По прогнозам экспертов, объем закупок лекарственных средств частными ЛПУ в 2019 г. составит около 1 млрд грн.
Сегодня стоимость лекарственных средств в частных медучреждениях включена в стоимость лечения. То есть фактически их оплачивает пациент. Однако в свете реформы системы финансирования учреждений здравоохранения с 1 января 2020 г. вступают в силу положения Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» по реализации программы медицинских гарантий для всех видов медицинской помощи, в том числе специализированной и высокоспециализированной. В соответствии с законом оплате за счет средств государственного бюджета Украины подлежат лекарственные средства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины, и программы медицинских гарантий. Таким образом, препараты, включенные в Национальный перечень, будут финансироваться государством в случае подписания медучреждением договора с Национальной службой здоровья Украины о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий.
Стоит отметить, что на сегодня закупки за бюджетные средства осуществляются с помощью двух механизмов — закупки через международные организации по централизованным программам и региональные закупки. При этом процедура закупок через международные организации продолжена Парламентом еще на 1 год — до 31 марта 2020 г. В то же время на региональном уровне закупки осуществляются через систему электронных торгов ProZorro.
Сегодня в Украине создано ГП «Медицинские закупки Украины», основные цели которого — обеспечение максимально эффективного использования финансовых ресурсов и максимальной результативности политики через нефинансовые инструменты. В будущем государственное предприятие должно полностью взять на себя функцию по закупке лекарственных средств и МИ за средства государственного бюджета по стратегическим программам.
Также стоит отметить, что 19 сентября 2019 г. Парламент принял законопроект № 1076 «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок», который, в частности, обязывает заказчиков использовать систему ProZorro при осуществлении закупок на сумму от 50 тыс. грн. Также введено понятие «упрощенные закупки», к которым отнесены закупки товаров, работ и услуг на сумму 50–200 тыс. грн. При допороговых закупках (до 50 тыс. грн.) заказчики обязаны использовать электронные каталоги, интегрированные в электронную систему, а в случае выбора поставщика самостоятельно — опубликовать отчет о проведении таких закупок.
Кроме того, изменения коснулись процедуры обжалования торгов, ответственности за нарушения в сфере публичных закупок, а также установлен срок в 24 ч для исправления ошибок в предложении.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим