«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам 9 мес 2019 г. объем розничной реализации всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 74,3 млрд грн. или 2,8 млрд дол. США (по курсу Межбанка). По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. продажи возросли на 15,9% в гривневом и 18,3% в долларовом выражении. В натуральном выражении объем продаж сократился на 3,1% и составил 1,25 млрд упаковок (рис. 1).

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» прирост аптечных продаж в денежном выражении отмечается для всех категорий. В тоже время в натуральном выражение прирост продаж отмечается для диетических добавок и косметики, а для лекарственных средств и медицинских изделий фиксируется снижение на уровне 4% (табл. 1).
Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2017–2019 гг.
Год | Лекарственные средства | Медицинские изделия | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2017 | 43 247,8 | 23,2 | 84,2 | 3919,5 | 15,2 | 7,6 | 1866,3 | 17,1 | 3,6 | 2343,0 | 44,3 | 4,6 | 51 376,6 | 23,1 |
2018 | 53 059,4 | 22,7 | 83,7 | 4828,0 | 23,2 | 7,6 | 2281,5 | 22,2 | 3,6 | 3210,0 | 37,0 | 5,1 | 63 378,9 | 23,4 |
2019 | 60 920,3 | 14,8 | 83,0 | 5547,6 | 14,9 | 7,5 | 2631,6 | 15,3 | 3,6 | 4330,9 | 34,9 | 5,9 | 73 430,4 | 15,9 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2017 | 812,5 | 9,1 | 65,8 | 344,4 | 0,6 | 27,9 | 33,8 | 7,9 | 2,7 | 45,0 | 35,3 | 3,6 | 1235,7 | 7,3 |
2018 | 839,3 | 3,3 | 65,0 | 364,9 | 5,9 | 28,3 | 35,2 | 3,9 | 2,7 | 51,3 | 14,1 | 4,0 | 1290,7 | 4,4 |
2019 | 807,7 | –3,8 | 64,6 | 349,9 | –4,1 | 28,0 | 35,2 | 0,1 | 2,8 | 57,3 | 11,6 | 4,6 | 1250,1 | –3,1 |
В разрезе продаж товаров украинского и зарубежного производства для украинского фармрынка характерно преобладание зарубежной продукции в денежном выражении. В натуральном выражении превалируют преимущественно отечественные товары, за исключением медицинских изделий, где доля зарубежных превысила отметку 50% (рис. 2). По итогам 9 мес 2019 г., зарубежные производители укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2019 г. составила 58,7 грн. и повысилась на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией в исследуемый период стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 75,6 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 75,4 грн., косметики — 74,7 грн., медицинских изделий — 15,9 грн.

В исследуемый период продолжается устойчивая тенденция увеличения доли диетических добавок в общей структуре продаж товаров «аптечной корзины». По итогам III кв. 2019 г., доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила 5,9% (рис. 4).

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
По итогам 9 мес 2019 г., объем розничной реализации лекарственных средств составил 60,9 млрд грн., 807,7 млн упаковок и 2,3 млрд дол. При этом отмечается прирост продаж на уровне 15% в гривневом и 17% — в долларовом выражении. В натуральном выражении объем продаж сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Помесячная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста как в гривневом, так и долларовом выражении. При этом за счет укрепления курса гривни по отношению к доллару темпы роста в долларах превышают таковые для гривни. С февраля 2019 г. отмечается уменьшение объемов продаж в упаковках (рис. 5).

Развитие розничного рынка практически полностью зависит от потребителя и его благосостояния, поскольку участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами посредством реимбурсации ряда препаратов через аптечную сеть незначительное.
В последние годы фиксируется рост как заработной платы, так и доходов населения. НБУ продолжает фиксировать повышение заработной платы, однако темпы ее роста замедляются, в сентябре 2019 г. отмечается прирост реальной заработной платы на 8% и номинальной — на 17% (рис. 6). Увеличиваются и доходы населения. По итогам II кв. 2019 г., ГССУ фиксирует увеличение реальных доходов населения на 7%, а номинальных — на 17% (рис. 7).


Индикаторы динамики развития рынка лекарственных средств в денежном выражении свидетельствуют, что по итогам 9 мес 2019 г. рынок развивался преимущественно за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей, и за счет перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения) (рис. 8).

В то же время, по данным ГССУ, инфляция на фармрынке и в сфере здравоохранения в целом по-прежнему ниже, чем по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг (рис. 9).

Среди основных трендов розничного рынка также следует отметить планомерное увеличение доли рецептурных лекарственных средств, а также увеличение удельного веса препаратов зарубежного производства (рис. 10 и 11). За последние 10 лет доля рецептурных препаратов увеличилась с 35 до 42% в натуральном и с 54 до 62% в денежном выражении. В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении в последние годы фиксируется постепенное незначительное увеличение доли препаратов зарубежного производства.


КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
По итогам 9 мес 2019 г., рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют 3 украинские компании: «Фармак», Корпорация «Артериум» и «Дарница» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост объема продаж. При этом среди топ-20 лишь у 8 компаний отмечен прирост объема продаж выше среднерычного показателя и увеличение доли на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.
Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли на рынке
№ п/п, год | Маркетирующая организация | Прирост продаж в гривневом выражении, % | Evolution index | Доля на рынке, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||||
1 | 1 | 1 | Фармак (Украина) | 16,9 | 101 | 5,46 |
2 | 2 | 2 | Корпорация Артериум (Украина) | 12,2 | 97 | 3,41 |
3 | 3 | 3 | Дарница (Украина) | 11,6 | 96 | 3,16 |
4 | 5 | 4 | Sanofi (Франция) | 13,5 | 98 | 3,13 |
6 | 4 | 5 | Teva (Израиль) | 9,9 | 95 | 3,10 |
5 | 6 | 6 | Berlin-Chemie (Германия) | 1,0 | 87 | 2,67 |
10 | 10 | 7 | KRKA (Словения) | 26,3 | 109 | 2,42 |
9 | 7 | 8 | Юрия-Фарм (Украина) | 15,0 | 99 | 2,35 |
8 | 9 | 9 | Киевский витаминный завод (Украина) | 16,7 | 101 | 2,29 |
7 | 8 | 10 | Группа компаний Здоровье (Украина) | 8,0 | 93 | 2,18 |
13 | 12 | 11 | Кусум Фарм (Украина) | 22,4 | 106 | 2,13 |
12 | 11 | 12 | Дельта Медикел (Украина) | 14,7 | 99 | 2,07 |
11 | 13 | 13 | Acino (Швейцария) | 17,4 | 101 | 2,03 |
15 | 14 | 14 | Sandoz (Швейцария) | 16,0 | 100 | 1,88 |
18 | 16 | 15 | Servier (Франция) | 14,7 | 99 | 1,43 |
19 | 17 | 16 | Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 18,1 | 102 | 1,43 |
14 | 15 | 17 | Takeda (Япония) | 2,7 | 89 | 1,41 |
23 | 21 | 18 | GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) | 30,2 | 112 | 1,39 |
22 | 22 | 19 | GlaxoSmithKline (Великобритания) | 22,7 | 106 | 1,27 |
17 | 18 | 20 | Bayer Consumer Health (Швейцария) | 2,7 | 89 | 1,23 |
Одним из ключевых факторов увеличения объема продаж является активное продвижение препаратов посредством рекламы и промоции. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на телевидении возглавляют «Фармак», «GSK Consumer Healthcare» и «Sandoz» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) в исследуемый период стали «Berlin-Chemie», «Teva» и «Фармак» (табл. 4).
Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ** по итогам 9 мес 2019 г.
Маркетирующая организация | EqGRP, % |
Фармак (Украина) | 34 644,9 |
GSK Consumer Healthcare (Великобритания) | 24 163,7 |
Sandoz (Швейцария) | 16 740,9 |
Reckitt Benckiser (Великобритания) | 16 211,2 |
Sopharma (Болгария) | 15 761,7 |
Sanofi (Франция) | 14 349,3 |
Корпорация Артериум (Украина) | 13 664,4 |
Кусум Фарм (Украина) | 11 347,0 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 10 915,0 |
Сперко Украина (Украина) | 10 439,1 |
Таблица 4. Топ-10 маркетирующих организаций по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции товаров «аптечной корзины» посредством визитов МП*** по итогам 9 мес 2019 г.
Маркетирующая организация | Количество воспоминаний о визитах МП, тыс. воспоминаний |
Berlin-Chemie (Германия) | 141,4 |
Teva (Израиль) | 132,0 |
Фармак (Украина) | 115,4 |
KRKA (Словения) | 97,2 |
Sandoz (Швейцария) | 90,7 |
Дельта Медикел (Украина) | 88,7 |
Acino (Швейцария) | 86,9 |
Дарница (Украина) | 81,8 |
Sanofi (Франция) | 76,8 |
Кусум Фарм (Украина) | 72,7 |
По итогам 9 мес 2019 г., в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Ксарелто, Нурофен, Нимесил, Спазмалгон и Натрия хлорид (табл. 5).
Таблица 5. Топ-20 брендов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг.
№ п/п, год | Бренд | ||
2017 | 2018 | 2019 | |
49 | 12 | 1 | КСАРЕЛТО |
2 | 1 | 2 | НУРОФЕН |
3 | 2 | 3 | НИМЕСИЛ |
9 | 5 | 4 | СПАЗМАЛГОН |
4 | 4 | 5 | НАТРИЯ ХЛОРИД |
7 | 6 | 6 | РЕОСОРБИЛАКТ |
5 | 7 | 7 | НО-ШПА |
24 | 13 | 8 | ДЕТРАЛЕКС |
1 | 3 | 9 | АКТОВЕГИН |
8 | 9 | 10 | ЦИТРАМОН |
11 | 8 | 11 | ТИВОРТИН |
10 | 10 | 12 | СИНУПРЕТ |
14 | 16 | 13 | НАЛБУФИН |
293 | 156 | 14 | ВАЛЬСАКОР |
22 | 15 | 15 | ЭВКАЗОЛИН |
42 | 25 | 16 | БИФРЕН |
168 | 32 | 17 | ФАРМАСУЛИН |
27 | 33 | 18 | ФАНИГАН |
13 | 14 | 19 | ПАНКРЕАТИН |
32 | 20 | 20 | КАНЕФРОН |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ
В сегменте дистрибуции в последние годы отмечается конкурентная борьба между лидерами сегмента — компаниями «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок лекарственных средств 3 крупнейших дистрибьюторов составляет более 81% (рис. 12).

ИТОГИ
Улучшение экономической ситуации в стране способствует развитию фармацевтического рынка. В 2019 р. фиксируются двузначные темпы прироста продаж товаров «аптечной корзины» в гривневом и долларовом выражении, хотя они и замедлились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По последним прогнозам экспертов, в 2019 г. ожидается прирост продаж в гривневом выражении на уровне 14–18%.
В 2019 г. продолжаются тренды увеличения доли диетических добавок в общей структуре продаж товаров «аптечной корзины», увеличение доли рецептурных препаратов, а также незначительное увеличение удельного веса препаратов зарубежного производства.
В сегменте дистрибуции отмечается жесткая конкурентная борьба за долю на рынке между лидерами сегмента.
Коментарі