МЕТОДОЛОГИЯ
Анализ промоционной активности предусматривает комплексную оценку продвижения по каналам промоции, целевым группам специалистов, брендам и маркетирующим организациям. В данной публикации внимание будет уделено активности компаний-производителей по работе с врачами, провизорами первого стола и экспертами центров закупок. В мониторинге промоактивности используется метод телефонного интервью по стандартизованной анкете.
В опросе принимают участие эксперты центров закупок, провизоры первого стола и врачи 17 специальностей (терапевты/семейные врачи, гинекологи, педиатры, неврологи, кардиологи, отоларингологи, хирурги, анестезиологи, ортопеды/травматологи, психиатры, дерматологи/венерологи, эндокринологи, аллергологи/пульмонологи, гастроэнтерологи, урологи, офтальмологи, онкологи).
Мониторинг осуществляется в 25 крупнейших городах Украины.
В анализ включены данные о воспоминаниях специалистов здравоохранения о таких видах промоции:
- визиты медицинских представителей;
- конференции/семинары;
- POS-материалы;
- удаленная коммуникация (телефонные звонки (Call Reps), sms- и Viber-рассылки)*;
- почтовые рассылки;
- электронные рассылки;
- акции;
- реклама в специализированной прессе;
- ТВ-реклама;
- реклама/информация в интернете (доступна с 2018 г.).
ПРОМОЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
По итогам января–сентября 2019 г. среди специалистов здравоохранения зафиксировано 4,6 млн воспоминаний о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей, конференций/семинаров, рекламы в специализированной прессе, ТВ-рекламы, POS-материалов, почтовых и электронных рассылок, акций, а также удаленной коммуникации. В целом в анализируемый период отмечена умеренная положительная динамика по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 1).

При этом наиболее активно развивается группа digital-каналов (рис. 2). Так, количество воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством удаленной коммуникации увеличилось на 35,8%, электронных рассылок — на 32,0%. Визитная активность сохраняется на уровне предыдущего года.

СТРУКТУРА ВОСПОМИНАНИЙ О ПРОМОЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ АУДИТОРИЯХ
Основными каналами промоции среди врачебной аудитории являются визиты медицинских представителей, а также конференции/семинары, реклама в специализированной прессе и удаленная коммуникация. Стоит отметить, что в анализируемый период доля удаленной коммуникации в структуре воспоминаний врачей о промоции увеличилась почти на 2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 3). Также важно подчеркнуть, что с января 2018 г. в системе мониторинга среди врачебной аудитории добавлен такой вид промоции, как реклама/информация в интернете. По итогам января–сентября 2019 г. доля этого вида промоции в общей структуре воспоминаний врачей о промоактивности составила 1,6%.

В структуре воспоминаний фармацевтов значимую долю занимают такие каналы, как визиты медицинских представителей, реклама в специализированной прессе, а также удаленная коммуникация (рис. 4). Стоит отметить, что доля последнего по сравнению с январем–сентябрем 2018 г. в исследуемый период увеличилась на 6%.

Эксперты центров закупок получают информацию о лекарственных средствах преимущественно от медицинских представителей (рис. 5). Помимо визитной активности, для продвижения в этой аудитории используют такие каналы промоции, как POS-материалы, акции, почтовые рассылки, а также конференции/семинары.

ВИЗИТЫ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Для «достижения» специалистов здравоохранения задействуется целый ряд каналов коммуникации, однако основная доля воспоминаний о промоции принадлежит визитам медицинских представителей. Около трети визитной активности направлено на фармацевтов (рис. 6). На 2-м месте — терапевты/семейные врачи с долей 17,6%.

В предыдущие годы для данного вида промоции была характерна отрицательная динамика, однако в 2019 г. ситуация стабилизировалась. Стоит отметить, что показатели для некоторых врачебных специальностей демонстрируют весьма активный прирост (гастроэнтерологи, психиатры) (рис. 7). В то же время в аудитории «терапевты/семейные врачи» отмечен умеренный прирост, что может быть связано с высокой загруженностью специалистов этого профиля.

Лидерами по количеству воспоминаний врачей о промоции посредством визитов медицинских представителей по итогам января–сентября 2019 г. стали такие бренды, как Сумамед, Аугментин, Дексалгин, Трипликсам и Диклоберл. В аналогичном рейтинге по количеству воспоминаний фармацевтов топ-5 сформировали Нурофен, Но-Шпа, Декатилен, Стрепсилс и Фервекс (табл. 1). Наиболее промотируемые бренды в разрезе различных врачебных специальностей представлены в табл. 2.
Таблица 1
Топ-30 брендов лекарственных средств по количеству воспоминаний врачей и фармацевтов о промоции медицинских представителей по итогам 9 мес 2019 г.
№ п/п |
Врачи | Фармацевты |
1 | СУМАМЕД | НУРОФЕН |
2 | АУГМЕНТИН | НО-ШПА |
3 | ДЕКСАЛГИН | ДЕКАТИЛЕН |
4 | ТРИПЛИКСАМ | СТРЕПСИЛС |
5 | ДИКЛОБЕРЛ | ФЕРВЕКС |
6 | АМОКСИКЛАВ | ГЕПАБЕНЕ |
7 | ДИОКОР | ХЕЛПЕКС |
8 | ОЛФЕН | МЕЗИМ |
9 | ТИВОРТИН | ЦИТРАМОН |
10 | ДУФАСТОН | ЛИНЕКС |
11 | ЦЕФОДОКС | ГЕРБИОН |
12 | ПРЕДУКТАЛ | СИНУПРЕТ |
13 | НОЛИПРЕЛ | ОЛФЕН |
14 | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
15 | АРМАДИН | РЕЛИФ |
16 | ФЛЕМОКСИН | СЕПТОЛЕТЕ |
17 | АЗИТРО САНДОЗ | БИСОПРОЛОЛ |
18 | ДИФОРС | МУЛЬТИГРИП |
19 | НАЗОНЕКС | АФФИДА |
20 | НИМЕСИЛ | ЭНТЕРОЖЕРМИНА |
21 | ПРОКСИУМ | КРЕОН |
22 | ТЕРЖИНАН | ГРИППОСТАД |
23 | ЦИБОР | МЕФЕНАМИНКА |
24 | ЗИННАТ | ВИКС |
25 | СОРЦЕФ | ДЕТРАЛЕКС |
26 | КЛЕКСАН | ЛАЗОЛВАН |
27 | НЕОТРИЗОЛ | ТЕРАФЛЕКС |
28 | РЕОСОРБИЛАКТ | ПЕКТОЛВАН |
29 | ВАЛЬСАКОР | ФЕСТАЛ |
30 | ДЕТРАЛЕКС | ИМЕТ |
Таблица 2
Топ-5 брендов лекарственных средств по количеству воспоминаний врачей различных специальностей о промоции посредством визитов медицинских представителей по итогам 9 мес 2019 г.
Специальность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Аллергологи/пульмонологи | СИМБИКОРТ | СЕРЕТИД | СПИРИВА | СПИОЛТО | ПУЛЬМИКОРТ |
Анестезиологи | ДЕКСАЛГИН | РЕФОРТАН | ЦИБОР | ПРОКСИУМ | РЕОСОРБИЛАКТ |
Гастроэнтерологи | ГЕПТРАЛ | КРЕОН | КОНТРОЛОК | НОЛЬПАЗА | УРСОФАЛЬК |
Гинекологи | ДУФАСТОН | ТЕРЖИНАН | НЕОТРИЗОЛ | ТАЗАЛОК | ЛЮТЕИНА |
Дерматологи/венерологи | ЭЛОКОМ | ТРИДЕРМ | ДЕРИВА | АЛЕРЗИН | КУТИВЕЙТ |
Кардиологи | ТРИПЛИКСАМ | ДИОКОР | ПРЕДУКТАЛ | КСАРЕЛТО | НОЛИПРЕЛ |
Неврологи | АКТОВЕГИН | НЕЙРОКСОН | ОЛФЕН | АРМАДИН | ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
Онкологи | ДЕКСАЛГИН | ТАЗАЛОК | ГЕПТРАЛ | МАСТОДИНОН | ПАКЛИТАКСЕЛ |
Ортопеды/травматологи | ДИКЛОБЕРЛ | ДЕКСАЛГИН | АРКОКСИЯ | НИМЕСИЛ | КЕТОРОЛ |
Отоларингологи | АУГМЕНТИН | НАЗОНЕКС | СИНУПРЕТ | ФЛИКС | СОРЦЕФ |
Офтальмологи | СИМБРИНЗА | ХИЛО-КОМОД | СИГНИЦЕФ | ЛАНОТАН | ФЛОКСАЛ |
Педиатры | СУМАМЕД | ЦЕФОДОКС | АУГМЕНТИН | ОРМАКС | АЗИТРО САНДОЗ |
Психиатры | ВАЛЬПРОКОМ | КВЕТИРОН | НЕОГАБИН | АРИПРАЗОЛ | СОЛЕРОН |
Терапевты/семейные врачи | СУМАМЕД | ТРИПЛИКСАМ | ДИОКОР | АМОКСИКЛАВ | ОЛФЕН |
Урологи | ОМНИК | КАНЕФРОН | ВЕЗИКАР | УРОРЕК | СУПРАКС |
Хирурги | ДЕТРАЛЕКС | ДЕКСАЛГИН | ПРОКСИУМ | ЦИБОР | НОРМОВЕН |
Эндокринологи | ФОРКСИГА | ГЛЮКОФАЖ | L-ТИРОКСИН | СИОФОР | ДИАБЕТОН |
Тройку лидеров среди фармкомпаний по суммарному количеству воспоминаний о промоции посредством визитов медицинских представителей среди врачей и фармацевтов формируют «Berlin-Chemie», «Teva», «KRKA», «Фармак», «Sandoz» (табл. 3). Следует отметить, что компании, активно продвигающие свои бренды, как правило, занимают высокие места в рейтинге по объему продаж. Так, большинство маркетирующих организаций, активно промотирующих лекарственные средства посредством визитов медицинских представителей, входят в рейтинг топ-30 по объему продаж препаратов в денежном выражении.
Таблица 3
Топ-30 маркетирующих организаций по суммарному количеству воспоминаний врачей и фармацевтов о визитах медицинских представителей по итогам 9 мес 2019 г. с указанием их позиций в рейтинге по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за аналогичный период
Маркетирующая организация | № п/п по количеству воспоминаний о промоции | № п/п по объему продаж в денежном выражении |
Berlin-Chemie (Германия) | 1 | 6 |
Teva (Израиль) | 2 | 5 |
KRKA d.d. Novo Mesto (Словения) | 3 | 7 |
Фармак (Украина) | 4 | 1 |
Sandoz (Швейцария) | 5 | 13 |
Acino (Швейцария) | 6 | 11 |
Дарница (Украина) | 7 | 3 |
Sanofi (Франция) | 8 | 4 |
Кусум Фарм (Украина) | 9 | 10 |
Servier (Франция) | 10 | 14 |
Юрия-Фарм (Украина) | 11 | 12 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 12 | 9 |
Дельта Медикел (Украина) | 13 | 19 |
Корпорация «Артериум» (Украина) | 14 | 2 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 15 | 16 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 16 | 20 |
Сперко Украина (Украина) | 17 | 34 |
Bionorica (Германия) | 18 | 29 |
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) | 19 | 38 |
World Medicine (Великобритания) | 20 | 32 |
Takeda (Япония) | 21 | 15 |
Movi Health (Швейцария) | 22 | 43 |
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 23 | 28 |
Stada (Германия) | 24 | 27 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 25 | 21 |
Egis (Венгрия) | 26 | 44 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 27 | 25 |
Bayer Consumer Health (Швейцария) | 28 | 24 |
Organosyn Life Sciences (Индия) | 29 | 40 |
ПРО-фарма (Украина) | 30 | 51 |
DIGITAL-КАНАЛЫ
Более подробно стоит также остановиться на развитии digital-каналов промоции. Наиболее вовлеченными в такие способы промоции являются фармацевты, терапевты/семейные врачи, педиатры, гинекологи, а также неврологи.
В последние годы возрастающую динамику демонстрирует удаленная коммуникация. Причем наиболее активно данный тип промоции развивается среди фармацевтов. Так, по итогам января–сентября 2019 г. удельный вес воспоминаний фармацевтов о промоции посредством удаленной коммуникации увеличился до 42,9% (рис. 8).

Высокие темпы прироста также демонстрируют электронные рассылки. Наибольшее количество воспоминаний о данном типе промоции аккумулируют терапевты/семейные врачи и фармацевты, в общей структуре воспоминаний их доля почти одинакова (рис. 9). Среди фармацевтов примерно в равной степени промотируются как безрецептурные (ОТС), так и рецептурные (Rx) препараты. А в структуре воспоминаний врачебной аудитории подавляющее большинство составляет промоция рецептурных препаратов.

Наибольшее количество воспоминаний о промоции в интернете аккумулируют препараты, относящиеся к средствам, влияющим на пищеварительную систему и метаболизм (АТС-группа 1-го уровня А), респираторную систему (R), противомикробные средства для системного применения (J), сердечно-сосудистую систему (С), а также средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат (М) (рис. 10).

ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТВ-РЕКЛАМЫ**
Следует обратить внимание и на прирост инвестиций фармкомпаний в коммуникацию с конечным потребителем — рекламу на телевидении. В то же время показатель EqGRP, а также количество выходов роликов с рекламой лекарственных средств на телевидении демонстрируют отрицательную динамику (рис. 11). Важно обратить внимание, что в рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что реальные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу значительно ниже.

Более подробно о тенденциях в этой сфере мы расскажем в одной из следующих публикаций.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время большинство фармкомпаний используют одновременно несколько каналов промоции (мультиканальный маркетинг, или multichannel marketing).
Традиционно ведущим каналом для продвижения фармацевтических брендов среди специалистов здравоохранения остается визитная активность медицинских представителей. В воспоминаниях как врачей, так и фармацевтов и экспертов центров закупок, им принадлежит основная доля. В то же время активно используются другие каналы коммуникации, оффлайн и онлайн.
В настоящее время драйвером развития мультиканального подхода в сфере промоции фармацевтических брендов выступают digital-каналы. Так, е-mail-, Viber-, sms-рассылки, а также удаленные «визиты» по телефону способны органично дополнять традиционные каналы продвижения. В анализируемый период наиболее значимый прирост демонстрирует удаленная коммуникация.
Стоит отметить, что на фоне высокой конкуренции и необходимости задействовать все доступные каналы коммуникации с целевой аудиторией в мире маркетинга большое внимание уделяется тому, чтобы такое взаимодействие было комплексным и создавало впечатление «бесшовной» коммуникации (оmni-channel***-подход).
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим