Стремясь спасти жизни людей и избежать жестких ограничений, Европейская Комиссия наметила ближайшие краткосрочные меры по укреплению готовности европейского здравоохранения к возможным вспышкам коронавирусной инфекции в будущем. Тестирование и отслеживание контактов, улучшение эпиднадзора за общественным здравоохранением и более широкий доступ к средствам индивидуальной защиты, лекарствам и медицинским изделиям крайне важны для быстрого реагирования на будущие вспышки (таблица). Предложенные меры направлены также на уменьшение нагрузки на систему здравоохранения в связи с сезонным гриппом и защиту наиболее уязвимых групп.
Таблица. Ближайшие направления реализации стратегий подготовки к новым вспышкам COVID-19
Мера | Компоненты |
1. Тестирование
|
Соглашение на уровне ЕС о согласованных стратегиях и методологиях тестирования.
Национальные стресс-тесты для проверки мощностей и доступности тестирования.
Охватить малосимптомные случаи и контакты подтвержденных случаев. |
2. Отслеживание контактов
|
Реализовать отслеживание контактов, в том числе на местном уровне и с помощью мобильных приложений.
Обеспечить совместимость национальных систем. |
3. Эпиднадзор
|
Обмен данными относительно COVID-19 через специальные информационные платформы.
Раннее выявление горячих точек. |
4. Доступность медицинских изделий и оборудования
|
Обеспечить свободное перемещение основных товаров данной группы.
Мониторинг рисков нехватки. Доступность экспериментальной терапии. Соглашения с производителями вакцин. Крупномасштабные клинические исследования при COVID-19. Скоординированные национальные инициативы по созданию запасов. |
5. Укрепление систем здравоохранения
|
Финансирование и содействие перемещению медицинских бригад в ЕС, а также перемещение пациентов.
Европейская онлайн-сеть клиницистов. Тренинги для медицинских работников. |
6. Немедицинские меры
|
Любое ограничение должно быть скоординированным, пропорциональным и недискриминирующим.
Избегание крупномасштабных ограничений. Свободное перемещение товаров и критически важных работников. |
7. Поддержка уязвимых групп
|
Стратегии тестирования с высокой плотностью и низким порогом.
Индивидуальные специфические меры. Мониторинг событий суперраспространения. |
8. Профилактика сезонного гриппа
|
Увеличить охват вакцинацией.
Дополнительная закупка вакцин. Дифференциальная диагностика и лечение гриппа и COVID-19. |
Так, приложения для отслеживания контактов и предупреждений уже запустили 10 государств-членов. Еще 11 намерены запустить приложение в ближайшее время. При этом для облегчения взаимодействия между национальными приложениями разработаны специальные рекомендации [1], набор решений и общий инструментарий [2], позволяющие обеспечивать конфиденциальность и защиту данных [3].
Трудности снабжения, с которыми столкнулись практически все европейские страны, побудили принять ряд мер для их преодоления, в частности, переориентацию производства, мониторинг дефицита с Европейским агентством по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA), поддержку отраслевых инициатив по оптимизации производства и поставкам основных лекарственных средств [4], разрешения на экспорт [5], быструю подготовку общеевропейских стандартов защитных медицинских изделий уполномоченными организациями*, совместные закупки и надзор за безопасностью.
Кроме того, Комиссия приняла руководящие принципы в отношении экспортных ограничений [6], а также решение [7], разрешающее государствам-членам, затронутым пандемией COVID-19, временно приостановить действие таможенных пошлин и НДС на защитное оборудование, наборы для тестирования и медицинские приборы, такие как аппараты искусственного дыхания. Над снятием подобных ограничений трудится Рабочая группа по укреплению единого рынка (Single Market Enforcement Task Force — SMET). При этом опыт, полученный при внедрении Инструмента экстренной поддержки (Emergency Support Instrument — ESI) «Пакет мобильности», может служить основой для разработки скоординированного ответа. Комиссия также создала механизм обмена информацией (Clearing House for medical equipment used for COVID-19 – CCH), служащий платформой взаимодействия государств-членов по организации поставок.
Совместные закупки: организация и цели
10 апреля 2014 г. Комиссия приняла Соглашение о совместных закупках (Joint Procurement Agreement — JPA), осуществляемых европейскими и национальными структурами [8], распространяющихся на вакцины, противовирусные средства, а также защитные медицинские изделия на случай серьезных трансграничных угроз для здоровья. По состоянию на апрель 2020 г. JPA был подписан всеми 27 странами ЕС, Великобританией, 3 странами Европейской экономической зоны, а также Албанией, Боснией и Герцеговиной, Черногорией, Северной Македонией, Сербией и Косово — всего 37 партнеров, представляющих интересы 537 млн человек.
В условиях крайней нехватки времени, сопровождающих распространение COVID-19, потенциальных участников тендеров определяют путем анализа рынка, и только приглашенные компании могут подавать тендерные предложения. После присуждения тендера страна-участник получает заказанные или зарезервированные товары. Однако временные рамки поставок зависят от производственных мощностей и применимых критериев распределения. Комиссия по своей инициативе предложила ряд исключительных мер для ускорения процессов.
На сегодня завершено 5 процедур совместных закупок, охватывающих средства индивидуальной защиты, медицинское и лабораторное оборудование. С целью совместной закупки препаратов для интенсивной терапии при COVID-19 тендер был объявлен 17 июня.
Для объявления очередного тендера необходима инициатива как минимум 4 государств-членов и Европейской Комиссии.
Список использованной литературы
- Commission Recommendation (EU) 2020/2296 of 8 April 2020 on a common Union toolbox for the use of technology and data to combat and exit from the COVID-19 crisis, in particular concerning mobile applications and the use of anonymised mobility data.
- Mobile applications to support contact tracing in the EU’s fight against COVID-19 Common EU Toolbox for Member States https://ec.europa.eu/health/sites/health/files/ehealth/docs/covid-19_apps_en.pdf.
- Communication from the Commission Guidance on Apps supporting the fight against COVID 19 pandemic in relation to data protection 2020/C 124 I/01 C/2020/2523. OJ C 124I , 17.4.2020, p. 1–9 (BG, ES, CS, DA, DE, ET, EL, EN, FR, HR, IT, LV, LT, HU, MT, NL, PL, PT, RO, SK, SL, FI, SV) & The European Data Protection Board’s Guidelines 04/2020 on the use of location data and contact tracing tools in the context of the COVID-19 outbreak, Adopted on21 April 2020.
- Comfort letter: coordination in the pharmaceutical industry to increase production and to improve supply of urgently needed critical hospital medicines to treat COVID-19 patients. https://ec.europa.eu/competition/antitrust/medicines_for_europe_comfort_letter.pdf
- Commission Regulation (EU) 2020/568 of 23 April 2020 making the exportation of certain products subject to the production of an export authorization
- Guidelines set out in Annex 2 of the Communication on the coordinated economic response to the COVID-19 outbreak: COM(2020)112 of 13.3.2020
- Commission Decision (EU) 2020/491 of 3 April 2020 on relief from import duties and VAT exemption on importation granted for goods needed to combat the effects of the COVID-19 outbreak during 2020. The measure applies until 31 July, but will probably be extended until 31 October 2020 as Member States still reported shortages in these goods.
- См. ст. 5 Решения (Decision) 1082/2013/EU.
По материалам ec.europa.eu
*Европейским комитетом по стандартизации (European Committee for Standardization — CEN) и Европейским комитетом по электротехнической стандартизации (Committee for Electrotechnical Standardization — CENELEC) (www.cencenelec.eu).
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим