|
Вот уже одиннадцатый год подряд редакция «Еженедельника АПТЕКА» в рамках проекта «ФармЭксперт» важнейшей своей задачей видит описание максимально достоверной оценки мотиваций к взаимодействию между операторами фармацевтического рынка. Мы бесконечно благодарны экспертам, которые приняли участие в опросе и помогли решить эту отнюдь непростую задачу.
Итак, в фокусе — производитель. Компания «GfK Ukraine», как и в предыдущие два года, продемонстрировала высокопрофессиональный подход к проведению исследования. Благодаря чему в очередной раз была достигнута максимальная преемственность методологии этого исследования и проектов предыдущих лет. Как и прежде, была обеспечена репрезентативность выборки работников аптечных учреждений, принявших участие в опросе. Для «ФармЭксперта» как для всеукраинского проекта особенно важно соблюсти репрезентативность не только в целом по стране, но и по отдельным ее регионам. Методология, используемая компанией «GfК Ukraine», позволила свести погрешность исследования к минимуму.
Согласно принятой методологии, в выборку экспертов от аптечных учреждений вошли респонденты в соответствии с равномерным географическим распределением по территории Украины (табл. 1).
Таблица 1
Географическое распределение выборки
Регион | Области |
Западный | Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный | Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская |
Восточный | Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская |
Южный | АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
Киев | г. Киев представлен как самостоятельная административная единица |
Выборка экспертов-первостольников и экспертов центров закупок наполнялась случайным образом из базы данных аптечных предприятий, имеющих лицензию на розничную реализацию по состоянию на конец 2007 г., системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».
Экспертный состав от дистрибьюторов формировался с акцентом на наиболее крупные по итогам 2007 г. компании. Однако с целью охвата максимально широкого круга операторов рынка опрошено и необходимое количество менее крупных компаний. Сбор данных для этой части исследования осуществлялся сотрудниками компаний «МОРИОН» и «Софтинформ».
Рейтинг всех компаний нормирован к показателю «100». То есть, производителю, набравшему максимальное количество баллов в рейтинге, присваивается значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге, — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.
В рейтингах приведены наименования самых крупных звеньев организационной структуры производителей — названия корпораций. Таким образом, под наименованием «Bayer» подразумевается суммарный показатель по маркетирующим организациям «Bayer Consumer Care» и «Bayer Schering Pharma», а под «Novartis» – «Novartis Consumer Health», «Novartis Pharma» и «Sandoz».
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРОВИЗОРОВ ПЕРВОГО СТОЛА
Для составления рейтинга лучших с точки зрения провизоров первого стола производителей лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) наши респонденты назвали компании, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют таким критериям: качество продукции; ценовая привлекательность продукции; широта и обновляемость ассортимента производителя; популярность продукции у медицинских специалистов; рекламная поддержка; популярность продукции у конечных потребителей.
По 100 фармацевтов из каждого региона из различных типов торговых точек приняли участие в опросе. В целом для «ФармЭксперт–2007» сотрудники компании «GfК Ukraine» опросили 500 провизоров первого стола.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
Эксперты центров закупок также высказали свое мнение о том, кто, на их взгляд, зарекомендовал себя как лучший производитель ЛС и ИМН в 2007 г. Методология формирования рейтингов, как и перечень критериев, в данном случае были аналогичны применявшимся для провизоров. Однако в задачу экспертов по закупкам входило еще и ранжирование критериев в порядке убывания важности. Наиболее значимыми признаками деятельности производителей, по их мнению, оказались качество и ценовая привлекательность продукции. Вместе с тем, наши респонденты довольно высоко оценили значимость популярности продукции у конечных потребителей.
В целом сотрудниками компании «GfК Ukraine» было опрошено 408 экспертов центров закупок, приблизительно по 80 в каждом регионе. Напомним, что кластеризация экспертного состава работников центров закупок осуществлялась не только на основании регионального распределения, но и с учетом размера аптечных сетей, что позволило учесть наиболее актуальные и весомые экспертные мнения.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ДИСТРИБЬЮТОРОВ
Прежде всего, эксперты дистрибьюторов определили важность следующих критериев оценки деятельности производителей:
- качество продукции (уровень качества, его стабильность; репутация производителя по качеству продукции и прочее);
- широта и обновляемость ассортимента (полнота удовлетворения запроса дистрибьюторов в ассортименте; насколько он обновляем и актуален и т.п.);
- качество управления и квалификация персонала (насколько удобно и оперативно можно работать с производителем; наделены ли контактные менеджеры должными полномочиями, заботятся ли о покупателе (дистрибьюторе) и прочее);
- гибкость ценовой политики (выгодность финансовых условий: насколько гибок прайс; возможно ли достижение специальных ценовых условий поставки; насколько рентабельно закупать продукцию именно у этого производителя и т.д.);
- маркетинговый анализ и рекламная поддержка (усилия производителя в стратегическом планировании и анализе рынка; влияние производителя на структуру украинского фармацевтического рынка; ведет ли производитель рекламные кампании по поддержке собственного брэнда и отдельных наименований продукции; насколько эти кампании влияют на сбыт продукции производителя и пр.);
- качество сервиса производителя в отношении дистрибьютора (наличие и эффективность обратной связи с производителем; скорость принятия решений; уровень взаимодействия медицинских представителей с торговыми менеджерами дистрибьюторов и т.п.).
Далее наши респонденты назвали тех производителей, которые в наибольшей степени соответствуют каждому из критериев.
В процессе обработки данных по каждому из названных производителей учитывался и вес критериев, по которым его рейтинговали. В 2007 г. дистрибьюторы самый высокий бал среди всех критериев присвоили гибкости ценовой политики. Качество продукции, разумеется, также было оценено довольно высоко.
Эта часть исследования проводилась сотрудниками внешней службы компании «МОРИОН» и была нацелена в первую очередь на крупнейшие дистрибьюторские компании. Отметим, что подобный методологический подход обусловлен объективной рыночной тенденцией, согласно которой в общем товарообороте фармпродукции и без того львиная доля крупнейших дистрибьюторов продолжает уверенно увеличиваться. В результате рейтинг производителей формировался на основании мнения 27 экспертов от дистрибьюторов, принявших участие в опросе.
«ФАРМСТАНДАРТ»
На страницах этого номера «Еженедельника АПТЕКА» довольно четко обрисовались предпочтения экспертов фармацевтического рынка в пользу тех или иных производителей ЛС и ИМН. Качественная точка зрения, разумеется, имеет огромное значение и может выступать своего рода репером, который, надеемся, позволит производителям оптимизировать тактику взаимоотношений с другими операторами рынка. Вместе с тем в 2007 г. производители действительно продемонстрировали вполне определенный результат, который с помощью системы исследования рынка «Фармстандарт» достаточно просто выразить в денежном эквиваленте. В публикации приведены рейтинги маркетирующих организаций ЛС и ИМН по объему аптечных продаж в денежном выражении.
ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС |
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
По оценкам экспертов по закупкам |
![]() |
В анкетах 408 респондентов упоминалось 57 компаний |
Вес критериев |
![]() |
1. Качество продукции |
ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ |
По оценкам первостольников |
![]() |
В анкетах 500 респондентов упоминалась 41 компания |
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
По оценкам экспертов дистрибьюторов |
![]() |
В анкетах 27 респондентов упоминалось 115 компаний 11–30-е места в рейтинге заняли: ratiopharm, Стада-Нижфарм, Pfizer Inc., Boehringer Ingelheim, Sagmel, Reckitt Benckiser, GlaxoSmithKline, Артериум Корпорация, Gedeon Richter, Zentiva, Борщаговский ХФЗ, Heel, Материа Медика, Биофарма, Bayer, Красная звезда, Astellas Pharma Europe, Johnson&Johnson, Beaufour Ipsen Pharma, AstraZeneca |
Вес критериев |
![]() |
1. Качество продукции |
ФАРМСТАНДАРТ |
По объемам аптечных продаж ЛС в 2007 г. (в денежном выражении) |
![]() |
11–30-е места в рейтинге заняли: Heel, Gedeon Richter, Здоровье ФК, Bayer, Nycomed, Boehringer Ingelheim, ratiopharm, Actavis Group, Sagmel, Solvay Pharmaceuticals, Pfizer Inc., Ranbaxy, Bittner, Стада-Нижфарм, Zentiva, Bionorica, Genom Biotech, Mili Healthcare, Egis, BMS |
ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС |
Киев | ||||||
|
Центральный регион | ||||||
|
Восточный регион | ||||||
|
Западный регион | ||||||
|
Южный регион | ||||||
|
ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ИМН |
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
По оценкам экспертов по закупкам |
![]() |
В анкетах 408 респондентов упоминалось 50 компаний |
ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ
По оценкам первостольников |
![]() |
В анкетах 500 респондентов упоминалось 32 компании |
Киев | ||||||
|
Центральный регион | ||||||
|
Восточный регион | ||||||
|
Западный регион | ||||||
|
Южный регион | ||||||
|
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ | |||
|
ФАРМСТАНДАРТ | |||
|
КРАТКАЯ СТАТИСТИКА
Сразу после новогодних праздников стартовал XI ежегодный рейтинг «Еженедельника АПТЕКА» «ФармЭксперт-2007». В рамках этой публикации учтено мнение профессиональных экспертов фармрынка от мала до велика со всех уголков Украины, опрошенных сотрудниками компаний «GfK Ukraine» и «МОРИОН»: 500 провизороров первого стола, 408 экспертов центров закупок и 27 экспертов от дистрибьюторов. В общей сложности 935 экспертов оценили деятельность производителей в 2007 г.
В следующем номере:
«ФармЭксперт–2007»: в фокусе — дистрибьютор
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим