ПРОГНОЗЫ СБЫВАЮТСЯ…
Искушение узнать ближайшее будущее для игроков отечественного фармрынка — вовсе не банальное любопытство, а насущная необходимость, обусловленная объективными причинами с целью проследить весь спектр вариантов возможного развития для создания крепкого базиса сегодня. Отечественный фармрынок славится своей непредсказуемостью, поэтому весьма занимательно, подводя предварительные итоги 2010 г., сравнить фактические результаты его развития с прогнозами, составленными ранее.
Напомним, что, согласно прогнозам компании «Proхima Research», в случае реализации умеренного сценария развития темпы прироста украинского розничного фармрынка по всем категориям «аптечной корзины» в долларовом эквиваленте в 2010 гг. ожидались на уровне 12,9% по сравнению с предыдущим годом, а пессимистические оценки по этому показателю составили +6,0% (более детально см. «Еженедельник АПТЕКА» № 41 (762) от 25.10.2010 г.).
Насколько сегодня мы близки к тому или иному сценарию развития? По итогам 11 мес 2010 г. общий объем украинского фармрынка достиг 2,7 млрд дол. США, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13,4%. Судя по итогам 3 нед декабря 2010 г. активное развитие продолжится до конца текущего года. Так, по итогам 48–50-й недели объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» в долларовом выражении на 33% превысил показатель за аналогичный период предыдущего года.
Таким образом, можно говорить о том, что рост отечественного фармрынка превысил самые оптимистические ожидания. Благоприятное развитие оказалось возможным благодаря тому, что многие регуляторные инициативы, нависшие над отечественным фармацевтическим рынком как дамоклов меч, в минувшем году остались нереализованными. Например, это касается введения НДС, а также запрета на рекламу лекарственных средств, что потенциально могло существенно исказить текущую динамику рынка. Кроме того, в нынешнем году относительно стабильным оставался курс валют.
БЫЛЫЕ СРАЖЕНИЯ И СЛАВНЫЕ ПОБЕДЫ
Общий объем украинского розничного рынка лекарственных средств по итогам января–ноября 2010 г. составил 17,6 млрд грн. за 1,1 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17,6% в денежном и 8,9% в натуральном выражении (рис. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 2,2 млрд дол., увеличившись на 15,5%.

В течение текущего года после кризисного падения в долларах и упаковках перед отечественным фармрынком стояла непростая задача по восстановлению объема до уровня 2008 г. Сегодня уже можно говорить о том, что украинский рынок аптечных продаж лекарственных средств вплотную приблизился к показателям докризисного периода, не дотянув лишь 11,7 млн упаковок и 105 млн дол., что на фоне суммарных миллиардных показателей вовсе не критично. Тем более, впереди еще итоги за декабрь, который также внесет свою лепту в итоговый объем. В национальной валюте для отечественного рынка аптечных продаж лекарственных средств отмечается устойчивый положительный тренд.
В разрезе помесячной динамики наиболее яркими выдались прошлогодние октябрь и ноябрь, не на шутку всколыхнувшие отечественный рынок паническим всплеском аптечных продаж в условиях угрозы эпидемии свиного гриппа, и в корне изменившие базис для сравнения в текущем году. Тем не менее, отечественный рынок аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении сумел преодолеть высокую заданную в предыдущем году планку, хотя немного не дотянул в натуральном выражении (рис. 2). В течение 2010 г. осенние месяцы оказались самыми плодотворными для отечественного фармрынка, продемонстрировав максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств.
Наряду с восстановлением абсолютного объема рынка на докризисный уровень в 2010 г. были отмечены структурные перестановки. В частности, ценовая структура потребления вернула свои прежние пропорции — после кризисного смещения спроса с дорогих на более дешевые препараты в 2010 г. наметилось обратное перераспределение.
В региональном разрезе* традиционно максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств аккумулировали восточные области, в январе–ноябре 2010 г. их доля составила 33,1 в денежном и 32,5% в натуральном выражении (рис. 3). Для Центрального и Западного регионов отмечено превышение их удельного веса в денежном выражении над таковым в натуральных величинах в общем объеме рынка, что свидетельствует о доминировании в структуре продаж более дешевых препаратов в этих регионах по сравнению с Киевом и Восточным регионом.


РЫНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ
Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 11 мес 2010 г. возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (таблица). Топ-3 также сформировали «Фармак» и «Sanofi-Aventis». В целом по итогам января–ноября 2008–2010 гг. отечественные фармкомпании увеличили свою долю на отечественном рынке аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении с 23 до 27%.Примечательно, что в пиковые осенние месяцы в лидеры аналогичного рейтинга вышла отечественная компания «Фармак».
Таблица | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–ноября 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг. |
Маркетирующая организация | 2010 | 2009 | 2008 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Фармак (Украина) | 2 | 2 | 7 |
Sanofi-Aventis (Франция) | 3 | 3 | 2 |
Nycomed (Норвегия) | 4 | 6 | 9 |
Дарница (Украина) | 5 | 4 | 4 |
Артериум Корпорация (Украина) | 6 | 7 | 8 |
Teva (Израиль) | 7 | 5 | 3 |
Servier (Франция) | 8 | 10 | 10 |
KRKA (Словения) | 9 | 9 | 6 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 8 | 5 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 11 | 11 | 14 |
Heel (Германия) | 12 | 20 | 11 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 14 | 15 |
Здоровье (Украина) | 14 | 15 | 16 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 15 | 12 | 13 |
Actavis Group (Исландия) | 16 | 16 | 18 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 17 | 13 | 12 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 18 | 21 | 23 |
Дельта Медикел | 19 | 19 | 20 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 20 | 17 | 17 |
Первая двадцатка фармкомпаний аккумулирует почти половину общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, по итогам января–ноября 2010 г. этот показатель составил 47%. Отметим, что в этот период на отечественном фармрынке было представлено более 600 маркетирующих организаций.
P.S. В новый год отечественный фармрынок входит с достойными результатами. В наступившем 2011 г. игрокам отечественного фармрынка хочется пожелать дальнейшего успешного развития и поменьше препятствий на пути к достижению новых высот! Пусть оптимистические прогнозы сбываются!
© Dtyzq/Dreamstime.com/Dreamstock.ru
Коментарі