|
Имея за своими плечами более чем 90-летнюю историю, являясь свидетелем, а также участником развития и становления европейской фармацевтической отрасли, компания «Орион» — носитель огромного опыта, позволяющего тонко улавливать тенденции развития отраслевого рынка.
Поэтому беседа Т.Лаппалайнена со средствами массовой информации была посвящена двум темам: возможному влиянию замедления развития мировой экономики на фармацевтический рынок, в частности в странах Восточной Европы, а также будущему фармацевтического рынка:
— Если посмотреть на фармацевтический рынок любой страны, будь то Украина или Финляндия, мы увидим, что спрос на лекарственные средства превышает предложение и имеющиеся мощности его удовлетворения. Этот спрос касается не только объемов продаж, но и количества, а также качества препаратов.
Сложившаяся сегодня финансовая ситуация уже завтра может стать настоящей экономической рецессией. Однако влияние любой рецессии на объем мирового спроса (на лекарственные средства) будет невелико. Производство препаратов остается одним из немногих островков стабильности, и возможные проблемы могут быть продиктованы сбоями в работе дистрибьюторов.
— Сказывается ли каким-то образом ситуация в экономике на концерне «Орион» и объемах продаж его препаратов?
— Сейчас компания не отмечает каких-либо заметных изменений в объемах продаж лекарственных средств и наблюдается лишь небольшое снижение спроса на препараты ОТС-группы. Я думаю, что намного большие трудности ожидают те компании, которые специализируются в области так называемых lifestyle-продуктов (диетические добавки, продукты, помогающие контролировать массу тела, косметические средства) — им придется скорректировать свой продуктовый портфель.
![]() |
Рис.1 Динамика темпов прироста/убыли объема аптечных продаж в Украине ЛС компании «Орион» (Финляндия) и по рынку в целом в денежном выражении за 9 мес 2008 г.* |
![]() |
Рис2 Динамика темпов прироста/убыли объема аптечных продаж в Украине ЛС компании «Орион» (Финляндия) и по рынку в целом в натуральном выражении за 9 мес 2008 г.* |
*По данным системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».
Основной бизнес нашей компании связан с госпитальной группой препаратов, и потребление таковых четко соответствует потребностям здравоохранения в них.
— Ваша компания занимается также и разработкой новых препаратов. Каково нынешнее положение компаний, работающих в области R&D?
— Довольно сложно приходится инновационным компаниям, которые занимаются разработкой новых оригинальных лекарственных средств. Если посмотреть с кумулятивной точки зрения, то существуют фармацевтические компании, в том числе и «Орион», которым удается получать прибыль от производства и реализации препаратов, которые затем вкладываются в инновационную деятельность и развитие новых продуктов. Однако существуют и такие компании, которые ведут свои инновационные разработки за счет привлеченных средств. Именно они переживают определенные трудности. Поэтому вероятно, что очень скоро мы станем свидетелями падения небольших исследовательских компаний, если они не будут каким-то образом укрупнены или выкуплены большими корпорациями. В противном случае это грозит прекращением их существования.
К сожалению, европейские фармацевтические компании потеряли свое первенство в исследованиях и разработках инновационных лекарственных средств, уступив его американским. Если раньше значительные открытия делались в Европе, теперь они делаются в США. И это уже признанный факт. Именно поэтому у Еврокомиссии есть несколько инициатив. Одна из них — инвестирование в развитие исследований и это, конечно же, может помочь инновационным компаниям, занимающимся разработкой новых препаратов. С другой стороны, если это действительно будет сделано, то Европа станет интересной для исследователей; это позволит европейским компаниям собрать достаточно крупные исследовательские группы, которые смогут работать над длительными исследовательскими проектами.
— Какие трудности сегодня у инновационных компаний?
— Они состоят в том, что, несмотря на проводимую работу в области разработки и выведения на фармацевтические рынки новых оригинальных продуктов, в ЕС действуют сложные процедуры и схемы одобрения новых препаратов. Похожие схемы принимаются и в других странах. Каждая из них оставляет за собой право определять политику ценообразования, а это приводит к ситуации, когда большие средства и ресурсы расходуются компаниями на подготовку различных документов и обоснований.
Если же говорить об Украине, то одним из существенных отличий ее фармацевтического рынка от таковых других стран является большая доля безрецептурных препаратов. Однако это, пожалуй, признак развивающегося рынка, подобную картину можно наблюдать также и в других странах Центральной и Восточной Европы, экономика которых находится в процессе развития. Украина — один из ярких примеров. Поэтому для таких стран, как Украина, Словения, Болгария, Румыния еще все впереди — это очень перспективные рынки, которые обязательно станут одними из крупнейших.
Валерий Юдин, фото предоставлены концерном «Орион»
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим