«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Общий объем розничных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2011 г. составил 6,7 млрд грн. за 466,6 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 19,2% в денежном и 3,8% в натуральном выражении.
Львиную долю в этом объеме составляют лекарственные средства — 85% в денежном и 65% в натуральном выражении. Темпы прироста объема их продаж опережают среднерыночные — в анализируемый период объем розничной реализации лекарственных средств увеличился по сравнению с I кв. 2010 г. на 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении (рис. 1, 2).


Для других категорий товаров «аптечной корзины» — изделий медицинского назначения (ИМН*), биологически активных добавок (БАД) и косметики — отмечены значительно меньшие объем и темпы прироста розничной реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с сегментом лекарственных средств. В денежном выражении для сегментов ИМН и БАД в анализируемый период отмечена положительная динамика аптечных продаж — +12,3 и +11,5% соответственно, в то время как объем розничных продаж косметики снизился на 6,3% по сравнению с I кв. 2010 г. В натуральном выражении прирост объема аптечных продаж на уровне 3,8% отмечен в сегменте БАД, а для ИМН и косметики этот показатель был отрицательным — -0,3 и -9,3% соответственно.
В сегментах лекарственных средств и ИМН отмечена сравнительно схожая динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки продукта, темпы ее прироста для этих категорий составили 14 и 13% соответственно (рис. 3). Для сегментов БАД и косметики характерна более медленная динамика этого показателя.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам I кв. 2011 г. составил 5,7 млрд грн. (715,8 млн дол. США) за 304,7 млн упаковок. В разрезе помесячной динамики максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств в текущем году был отмечен в марте — 2 млрд грн. (254 млн дол.) за 107 млн упаковок (рис. 4).

Как было отмечено, в целом по итогам I кв. 2011 г. темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении составили 21,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Основной вклад в этот прирост был обеспечен преимущественно двумя составляющими — индексом замещения и инфляционными процессами (рис. 5).

Индекс замещения определяется симбиозом изменения физического объема потребления лекарственных средств и ценовой структуры** их аптечных продаж. Так, по итогам I кв. 2011 г. индекс замещения составил 11,8%, что было обусловлено увеличением на 6,5% объема аптечных продаж в натуральном выражении в этот период, а также смещением ценовой структуры розничной реализации с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства. Так, по итогам I кв. 2011 г. максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в натуральном выражении были отмечены для препаратов высокостоимостной ниши — +14,2%, для сегмента среднестоимостных лекарственных средств также характерны высокие темпы прироста. Благодаря опережающей динамике удельный вес лекарственных средств средне- и высокостоимостной ниш увеличился в общем объеме аптечных продаж, а доля низкостоимостных препаратов снизилась с 10,6 до 10,2% в денежном и с 56,7 до 54,8% в натуральном выражении (рис. 6, 7).


Инфляционный индекс в анализируемый период составил 8,4%, вклад инновационного индекса был менее существенным — 2,4%. Индекс эластичности спроса в текущем году стремится к нулю, что наряду с положительной динамикой физического объема потребления лекарственных средств свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры по сравнению с предыдущими периодами.
В разрезе помесячной динамики с начала года в сегменте лекарственных средств было отмечено замедление темпов прироста аптечных продаж в денежном и натуральном выражении (см. рис. 4, 5). При этом вклад инфляционной составляющей в этот прирост из месяца в месяц планомерно увеличивался, составив в январе, феврале и марте 7; 8 и 10% соответственно, а для индекса замещения, напротив, была отмечена противоположная динамика — 17; 12 и 7%, что было обусловлено замедлением темпов прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении.

В структуре аптечных продаж лекарственные средства отечественного производства по итогам I кв. 2011 г. аккумулировали удельный вес в размере 27% в денежном и 64% в натуральном выражении, доля препаратов зарубежного производства соответственно составила 73 и 36% (рис. 8). Долевое участие украинских лекарств в объеме аптечных продаж по итогам I кв. в течение последних трех лет в денежном выражении увеличилось на 4%. В натуральных величинах изменение этого показателя менее существенно и характеризуется убылью — с 65 до 64%. По сравнению с I кв. 2010 г. для сегмента лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении отмечена опережающая динамика на фоне сегмента импорта, а в натуральном выражении — противоположная ситуация (рис. 9). Реверсивный характер динамики этих двух сегментов фармрынка обусловлен опережающим ростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства — +21% по сравнению с I кв. 2010 г., в то время как для импортных препаратов этот показатель в 2,5 раза ниже — +8,5% (рис. 10). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку по итогам I кв. 2011 г. составила 18,7 грн., таковая препаратов отечественного и зарубежного производства — 7,9 и 37,9 грн. соответственно.


В разрезе рыночного статуса на украинском фармрынке треть объема аптечных продаж в денежном и натуральном выражении аккумулируют генерики — 33 и 32% соответственно (рис. 11). На долю оригинальных лекарственных средств приходится 15% в денежном и 4% в натуральном выражении, более половины розничной реализации занимают традиционные лекарственные средства — 52 и 64% соответственно. Примечательно, что в целом по рынку темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств исчисляются двузначными цифрами — +14,4%, в то время как для сегмента оригинальных препаратов этот показатель по итогам I кв. 2011 г. составил лишь 3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В общем объеме аптечных продаж в анализируемый период рецептурные и безрецептурные лекарственные средства были представлены в соотношении 51:49 в денежном и 32:68 в натуральном выражении соответственно.
Состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. не изменился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 1). Так, максимальный объем выручки аптечным учреждениям обеспечили препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания объема розничной реализации в денежном выражении расположились препараты групп R «Средства, действующие на респираторную систему», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». Максимальные темпы прироста в этот период продемонстрировали препараты групп R и J — 38 и 34% соответственно.
Таблица 1 | Топ-5 групп лекарственных средств АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием их позиций за аналогичный период 2009–2010 гг. |
2011 г. | 2010 г. | 2009 г. | |
---|---|---|---|
A | 1 | 1 | 1 |
R | 2 | 3 | 3 |
C | 3 | 2 | 2 |
N | 4 | 4 | 4 |
J | 5 | 5 | 5 |
Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно возглавил препарат АКТОВЕГИН (табл. 2). 2-е место в топ-листе занял ЭССЕНЦИАЛЕ. Значительно улучшил свои позиции в анализируемый период брэнд КАРДИОМАГНИЛ, переместившись с 21-й на 3-ю строчку рейтинга по сравнению с I кв. 2010 г. Значительный прорыв также отмечен для препарата АРБИДОЛ — с 63-го на 7-е место. Приведенная топ-20 брэндов лекарственных средств в анализируемый период суммарно аккумулировала удельный вес в размере 11% общего объема аптечных продаж в денежном выражении.
Таблица 2 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием их позиций за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Брэнд | 2011 | 2010 | 2009 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 | 2 | 2 |
КАРДИОМАГНИЛ | 3 | 21 | 38 |
МИЛДРОНАТ | 4 | 3 | 4 |
АМИЗОН | 5 | 7 | 11 |
НО-ШПА | 6 | 4 | 10 |
АРБИДОЛ | 7 | 63 | 18 |
АУГМЕНТИН | 8 | 11 | 16 |
ЛАЗОЛВАН | 9 | 9 | 9 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 10 | 5 | 13 |
ПРЕДУКТАЛ | 11 | 6 | 8 |
ВИТРУМ | 12 | 12 | 7 |
ЦЕФТРИАКСОН | 13 | 14 | 12 |
КОЛДРЕКС | 14 | 17 | 6 |
ФАРМАЦИТРОН | 15 | 31 | 20 |
КОДТЕРПИН | 16 | 29 | 51 |
КАНЕФРОН | 17 | 13 | 15 |
АНАФЕРОН | 18 | 25 | 21 |
ЛИНЕКС | 19 | 10 | 19 |
ЦЕРАКСОН | 20 | 18 | 31 |
Лидер среди маркетирующих организаций в анализируемый период по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении — отечественная фармкомпания «Фармак», переместившаяся со 2-й на 1-ю позицию по сравнению с I кв. 2010 г. благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста объема розничной реализации в денежном выражении— +33% (табл.3). Топ-3 данного рейтинга также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi-Aventis». Суммарный удельный вес топ-30 маркетирующих организаций составил по итогам I кв. 2011 г. 58% общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении.
Таблица 3 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием их позиций за аналогичный период 2009–2010 гг. |
2011 | 2010 | 2009 | |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 2 | 3 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 1 | 1 |
Sanofi-Aventis (Франция) | 3 | 3 | 2 |
Nycomed (Норвегия) | 4 | 4 | 6 |
Артериум Корпорация (Украина) | 5 | 7 | 9 |
Дарница (Украина) | 6 | 5 | 8 |
KRKA (Словения) | 7 | 8 | 4 |
Servier (Франция) | 8 | 10 | 11 |
Teva (Израиль) | 9 | 6 | 5 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 9 | 7 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 11 | 11 | 10 |
Heel (Германия) | 12 | 15 | 22 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
13 | 14 | 14 |
Здоровье (Украина) | 14 | 12 | 17 |
Actavis Group (Исландия) | 15 | 19 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
16 | 13 | 13 |
Дельта Медикел (Украина) | 17 | 23 | 20 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 18 | 16 | 12 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 19 | 22 | 28 |
Boehringer Ingelheim (Германия) |
20 | 17 | 16 |
Bittner (Австрия) | 21 | 21 | 19 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) |
22 | 18 | 25 |
Abbott Products GmbH (Германия) |
23 | 20 | 18 |
ИнтерХим (Украина) | 24 | 26 | 33 |
Bionorica (Германия) | 25 | 24 | 23 |
ПРО-фарма (Украина) | 26 | 25 | 32 |
Mili Healthcare (Великобритания) | 27 | 30 | 27 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 28 | 31 | 30 |
Kusum Healthcare (Индия) | 29 | 28 | 34 |
Юрия-Фарм (Украина) | 30 | 37 | 46 |
Учитывая сравнительно низкий уровень консолидации на отечественном фармрынке в сегменте маркетирующих организаций, изменение удельного веса компаний даже на несколько пунктов весьма значительно. При этом наиболее точно динамику рыночной доли фармкомпаний отражает показатель Evolution Index.
Так, в анализируемый период топ-5 по этому показателю в апреле 2010 — марте 2011 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении сформировали компании «Heel», «Фармак», «ПРО-фарма», «Actavis Group» и «Дельта Медикел» (табл. 4). В период YTD — накопительного итога за январь–март 2011 г. — для данных компаний этот показатель также был в плюсе.
Таблица 4 | Топ-5 маркетирующих организаций по Evolution Index, рассчитанному по показателю МАТ, в апреле 2010 — марте 2011 г. с указанием Evolution Index по показателю YTD в январе–марте 2011 г. |
Маркетирующая организация | Ei (MAT) | Ei (YTD) |
---|---|---|
Heel (Германия) | 32,8 | 6,6 |
Фармак (Украина) | 14,5 | 9,3 |
ПРО-фарма (Украина) | 13,1 | 0,9 |
Actavis Group (Исландия) | 12,2 | 18,2 |
Дельта Медикел (Украина) | 12,1 | 24,7 |
ВЫВОДЫ
В I кв. 2011 г. общий объем рынка розничной реализации по всем категориям товаров «аптечной корзины» достиг 6,7 млрд грн. за 466,6 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 19,2% в денежном и 3,8% в натуральном выражении. Крупнейшая категория товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства — традиционно выступают в анализируемый период основным драйвером отечественного фармрынка, демонстрируя темпы прироста выше среднерыночных. Для группы парафармацевтической продукции в это время отмечено сравнительно слабое развитие. В частности, для сегмента косметики характерна отрицательная динамика аптечных продаж в денежном и натуральном выражении. Кроме того, динамика средневзвешенной стоимости в сегменте парафармацевтики гораздо размеренней по сравнению с товарами первой необходимости (лекарства) с меньшей эластичностью спроса.
Как было отмечено, темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств опережают среднерыночные и в анализируемый период составили 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении.
Так каковы же драйверы увеличения объема аптечных продаж в денежном выражении? В I кв. 2011 г. основной вклад в этот прирост был обеспечен двумя составляющими — индексом замещения и инфляционными процессами. Индекс замещения в анализируемый период составил 11,8%, что было определено увеличением количества реализованных упаковок наряду со смещением ценовой структуры аптечных продаж в пользу более дорогостоящих препаратов (сегмент высокостоимостных лекарственных средств демонстрирует опережающую динамику реализации в натуральном выражении). Также изменение ценовой структуры аптечных продаж отразилось и на средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, которая повысилась на 14,4%, при том что инфляционный индекс был почти вдвое меньше — 8%.
Индекс эластичности спроса с начала текущего года стремится к нулю, что с учетом положительной динамики реализации лекарственных средств в натуральном выражении свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры по сравнению с предыдущими периодами.
Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. вышла в лидеры отечественная компания «Фармак».
Итак, первая четверть года позади. Украина — быстрорастущий фармрынок, о чем свидетельствуют двузначные темпы прироста, которые стабильно характеризуют его уже не первый год.
**Низкостоимостные лекарственные средства — до 8,7 грн. за упаковку, среднестоимостные — 8,7–50,4 грн.; высокостоимостные — более 50,4 грн.
Коментарі