ПРЕВОСХОДЯ ОЖИДАНИЯ
1 полугодие выдалось весьма продуктивным для отечественного фармрынка — в национальной валюте отмечается стабильный его рост, а в натуральном выражении и долларовом эквиваленте его позиции активно восстанавливаются после кризисного спада (рис. 1). При этом следует отметить, что если количество реализованных упаковок уже вплотную приблизилось к таковому докризисного уровня, но так и не достигло желанной величины, то в долларовом выражении критическая точка уже с лихвой преодолена. Итак, в стоимостном выражении аптечный рынок лекарственных средств в анализируемый период достиг небывалых высот, побив рекорд 1 полугодия 2008 г., при этом в натуральном выражении спрос пока не восстановился до былого уровня.
Так, по итогам 1 полугодия 2011 г. объем аптечных продаж лекарственных средств достиг 11 млрд грн. за 587 млн. упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 20,9% в денежном и 5,2% в натуральном выражении соответственно. В долларовом эквиваленте объем розничной реализации увеличился на 20,9% до 1,4 млрд дол.
В разрезе поквартальной динамики темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств по итогам 1 кв. 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении, во II кв. было отмечено незначительное замедление по этому показателю — +20,0 и +4,0% соответственно.
С начала текущего года максимальный объем розничной реализации лекарственных средств в денежном и натуральном выражении традиционно был отмечен в марте, а в относительных величинах опережающая динамика зафиксирована в январе (рис. 2, 3).



Интересно проанализировать, какие составляющие вносят определяющий вклад в прирост аптечного рынка в денежном выражении. Так, в 2011 г. прирост рынка формировали преимущественно 2 составляющие — инфляционный индекс (+9,0%) и индекс замещения (+10,2%; рис. 4). Напомним, что инфляционный индекс отражает удорожание продукции, реализованной в анализируемый период, по сравнению с предыдущим периодом. В свою очередь положительная величина индекса замещения свидетельствует об увеличении физического объема продаж лекарственных средств и смещении ценовой структуры рынка в пользу увеличения потребления дорогостоящих препаратов (далее ценовая структура будет рассмотрена более детально). Вклад инновационного индекса, который показывает степень обновления рынка (лонч новых и уход с рынка старых препаратов и лекарственных форм), в анализируемый период традиционно остается на сравнительно невысоком уровне — +2,2%. Индекс эластичности спроса в этот период приближен к нулю, что указывает на благоприятную рыночную конъюнктуру в I полугодии текущего года. Чувствительность плательщиков к изменению уровня цен на лекарственные средства была незначительной.
Высокая динамика рынка аптечных продаж в денежном выражении в значительной степени обусловлена повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки реализованных лекарственных средств. По итогам I полугодия 2011 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на розничном рынке достигла 18,7 грн. (2,3 дол. США), превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 14,9% (рис. 5). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки формируется как под влиянием инфляционной составляющей, так и в результате изменения ценовой структуры потребления лекарственных средств. Напомним, что в кризисный период (с конца 2008 г.) было отмечено снижение реальных доходов населения и, как следствие, — покупательной способности в результате стремительного роста курса доллара по отношению к национальной валюте.


В сложившейся ситуации в ценовой структуре аптечного рынка наметилось перераспределение с дорогостоящих на более дешевые препараты. Так, по итогам I полугодия 2009 г. темпы убыли аптечных продаж низкостоимостных препаратов были существенно меньше по сравнению с таковыми в средне- и высокостоимостном сегментах, в денежном же выражении максимальный прирост был отмечен для препаратов среднестоимостной ниши (рис. 6, 7). По мере стабилизации экономической ситуации в стране ценовая структура розничного рынка лекарственных средств планомерно восстанавливалась на докризисный уровень. В течение последних 2 лет наивысшую динамику объема аптечной реализации по сравнению с предыдущим годом демонстрируют препараты высокостоимостной ниши как в денежном, так и в натуральном выражении, а в текущем году их практически догнал среднестоимостной сегмент.


По итогам I полугодия 2011 г. максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении аккумулируют препараты высокостоимостной ниши — 45,7%, незначительно им уступают среднестоимостные лекарственные средства с долей 44,2%, остальные 10,2% составляют низкостоимостные препараты. В натуральном выражении распределение этих сегментов представлено в зеркальном отражении — на низкостоимостные препараты приходится 55,2%, среднестоимостные — 35,9%, а высокостоимостные — 8,9%.
Кризис, охвативший экономику страны в конце 2008 г. и повлекший за собой спад объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и долларовом выражении, привнес оживление в отечественную фарминдустрию. В 2008 г. лекарственные средства локального производства начали терять свою рыночную долю в структуре аптечных продаж, при этом экономическая рецессия с последующим снижением покупательной способности в 2009 г. обусловила пересмотр потребительских предпочтений в пользу недорогой продукции, которая в значительной степени представлена препаратами локального производства (рис. 8). После преодоления негативной тенденции для отечественных фармпроизводителей с 2009 г. удельный вес лекарственных средств локального производства в денежном выражении в структуре аптечных продаж неуклонно растет и по итогам I полугодия 2011 г. достиг 27,5%. В натуральном выражении их доля в течение последних 3 лет увеличилась, однако в текущем году зафиксирована на отметке 65,1%, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что по итогам I полугодия 2011 г. в денежном выражении опережающие темпы прироста объема аптечных продаж отмечают для препаратов локального производства (+25,1%), а в натуральном выражении — для зарубежных лекарственных средств (+8,7%; рис. 9).


В абсолютных величинах сегменты лекарственных средств локального и зарубежного производства в национальной валюте демонстрируют уверенное движение по нарастающей (рис.10). При этом объем аптечных продаж украинских препаратов, как было отмечено, увеличивается опережающими темпами и по итогам I полугодия текущего года увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом докризисного 2008 г.
В натуральном выражении объем аптечных продаж препаратов зарубежного производства в нынешнем году пока не достиг докризисного уровня, в то время как для сегмента локальных производителей отмечены значительные достижения в этом направлении — уже преодолен докризисный рубеж и даже побит рекорд 2007 г., который выдался для украинского фармпрома самым продуктивным по количеству реализованных упаковок (рис. 11).


В долларовом эквиваленте оба сегмента превысили докризисные показатели развития рынка аптечных продаж лекарственных средств, хотя для зарубежных препаратов зазор между уровнем продаж 2011 и 2008 г. невелик, тогда как для препаратов локального производства отмечен существенный прорыв — 379 млн дол. по итогам I полугодия 2011 г. по сравнению с 293 млн дол. в I полугодии 2008 г. (рис. 12).

В разрезе рецептурного статуса лекарственных средств структура аптечных продаж по итогам I полугодия 2011 г. практически не изменилась по сравнению с предыдущими годами. Так, в анализируемый период рецептурные и безрецептурные препараты были представлены в соотношении 53:47 в денежном и 33:67 в натуральном выражении. Динамика развития обоих сегментов в денежном выражении в последние годы относительно схожа, в натуральных величинах по итогам I полугодия 2010 г. опережающие темпы прироста объема аптечных продаж демонстрировали рецептурные лекарственные средства, а в текущем году, напротив, — безрецептурные.
Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. не изменилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Максимальный объем аптечных продаж в денежном выражении в этот период аккумулировали препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания расположились препараты групп C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». Суммарный удельный вес топ-5 АТС-групп в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в анализируемый период составил 70,5%.
Среди брэндов лекарственных средств наиболее продаваемым в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. традиционно стал препарат АКТОВЕГИН (табл. 1). 2-е место данного рейтинга уверенно уже не первый год занимает брэнд ЭССЕНЦИАЛЕ. В анализируемый период в розничном товаропотоке принимали участие около 4 тыс. брэндов лекарственных средств. При этом первая двадцатка бэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении, которая занимает лишь 0,5% рынка по номенклатуре, суммарно аккумулирует 10% общего объема аптечной выручки.
Таблица 1 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. с указанием их позиций в топ-листе за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Брэнд | 2011 | 2010 | 2009 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 | 2 | 2 |
КОДТЕРПИН | 3 | 23 | 37 |
КАРДИОМАГНИЛ | 4 | 17 | 35 |
МИЛДРОНАТ | 5 | 3 | 4 |
НО-ШПА | 6 | 5 | 8 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 7 | 4 | 5 |
ПРЕДУКТАЛ | 8 | 6 | 6 |
АУГМЕНТИН | 9 | 9 | 15 |
КАНЕФРОН | 10 | 13 | 14 |
ЦЕРАКСОН | 11 | 12 | 22 |
ЭНАП | 12 | 19 | 7 |
ЛАЗОЛВАН | 13 | 10 | 11 |
ЦЕФТРИАКСОН | 14 | 11 | 9 |
ЛИНЕКС | 15 | 8 | 16 |
ТРАУМЕЛЬ С | 16 | 21 | 102 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 17 | 15 | 17 |
МЕЗИМ | 18 | 7 | 3 |
СПАЗМАЛГОН | 19 | 30 | 42 |
КАРСИЛ | 20 | 14 | 21 |
Отечественная фармкомпания «Фармак», получившая в конце минувшего года пальму первенства на рынке по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, в анализируемый период укрепила свои лидирующие позиции (табл. 2) благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста — +30% по сравнению с I полугодием 2010 г. Топ-3 маркетирующих организаций также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi». Отметим, что треть списка топ-30 маркетирующих организаций представлена украинскими фармкомпаниями.
Всего на украинском рынке аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период были представлены 578 маркетирующих организаций, при этом первые 30 компаний аккумулируют 58,8% объема розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении.
Таблица 2 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. с указанием их позиций в топ-листе в I полугодии 2009–2010 гг. |
Маркетирующая организация | 2011 | 2010 | 2009 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 2 | 3 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 1 | 1 |
Sanofi (Франция) | 3 | 3 | 2 |
Nycomed (Норвегия) | 4 | 4 | 6 |
Дарница (Украина) | 5 | 5 | 4 |
Артериум Корпорация (Украина) | 6 | 6 | 9 |
KRKA (Словения) | 7 | 9 | 7 |
Servier (Франция) | 8 | 8 | 10 |
Teva (Израиль) | 9 | 7 | 5 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 10 | 8 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 11 | 11 | 11 |
Heel (Германия) | 12 | 14 | 28 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 13 | 14 |
Actavis Group (Исландия) | 14 | 16 | 16 |
Здоровье (Украина) | 15 | 12 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 16 | 15 | 12 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 17 | 17 | 13 |
Дельта Медикел (Украина) | 18 | 23 | 19 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 19 | 19 | 18 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 20 | 21 | 26 |
ИнтерХим (Украина) | 21 | 28 | 33 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 22 | 18 | 22 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 23 | 20 | 17 |
ПРО-Фарма (Украина) | 24 | 24 | 30 |
Bittner (Австрия) | 25 | 22 | 21 |
Bionorica (Германия) | 26 | 25 | 24 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 27 | 34 | 35 |
Юрия-Фарм (Украина) | 28 | 37 | 42 |
Merck&Co (США) | 29 | 26 | 25 |
Mili Healthcare (Великобритания) | 30 | 31 | 27 |
МАРЖА — ЭТО НАШЕ ВСЕ!
В период экономического кризиса на фоне снижения физического объема потребления лекарственных средств аптечные учреждения в целях хеджирования операционных рисков и частичной компенсации недополучения дохода от продаж повысили торговую наценку. Так, если в условиях нормального функционирования торгово-экономической системы средняя аптечная наценка составляет около 26% (как это было в 2007 г.), то в 2009 г. этот показатель увеличился до 30,6%. По мере стабилизации экономической ситуации в стране усилиями рыночных механизмов показатель средней аптечной наценки снижался и в I полугодии 2011 г. вернулся на докризисный уровень (рис. 13).
В целом по рынку Украины динамика валовой маржи аптечных учреждений опережает таковую для розничного рынка лекарственных средств, исключением стал лишь 2010 г., когда рынок активно набирал обороты после кризисного спада, а торговая наценка резко снизилась с 30,6 до 25% по сравнению с I полугодием 2009 г. (рис. 14). По итогам I полугодия 2011 г. валовая маржа аптечных учреждений в национальной валюте увеличилась на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., а объем розничного рынка лекарственных средств — на 75%. В долларовом эквиваленте в I полугодии 2011 г. валовая маржа аптечных учреждений практически восстановилась на докризисный уровень (-1% по сравнению с I полугодием 2008 г.), в то время как общий объем розничной реализации лекарственных средств на 9% превысил отметку 3- летней давности.


Ввиду того, что общее количество розничных торговых точек в Украине на протяжении последних нескольких лет остается практически стабильным, динамика объема маржи в расчете на 1 торговую точку схожа с таковой для валовой маржи аптечного рынка Украины в целом — в национальной валюте этот показатель более чем в 1,5 раза превысил докризисный уровень, а в долларовом эквиваленте не дотянул около 2% до отметки 2008 г.
Если рассматривать маржинальность аптечного бизнеса с точки зрения заработанных денег от реализации 1 упаковки, то этот показатель в национальной валюте по итогам I полугодия 2011 г. также достиг максимальной за историю развития украинского фармрынка отметки, а в долларовом эквиваленте сравнялся с показателем 2008 г. (рис. 15). Так, в настоящее время по итогам I полугодия 2011 г. в среднем аптечное учреждение от реализации 1 упаковки лекарственных средств зарабатывает 4,8 грн. или 0,6 дол.

ДИСТРИБЬЮЦИЯ: ГОНКА ЗА ЛИДЕРСТВОМ
Общий объем поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптеки по итогам I полугодия 2011 г. в закупочных ценах составил 8,8 млрд грн. (1,1 млрд дол.) за 581,5 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 24,6% в денежном и 4,1% в натуральном выражении.
Как уже отмечалось в предыдущих публикациях (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 21 (792) от 30.05.2011 г.), в течение последних 3 лет рынок украинской дистрибьюции лекарственных средств активно консолидируется. Так, по итогам I полугодия 2011 г. удельный вес топ-3 компаний, сформированной «Оптима Фарм», «БАДМ» и «Альба Украина», в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении достиг 73%, для сравнения — еще годом ранее этот показатель составлял 56% (рис. 16). Отметим, что всего в анализируемый период на украинском оптовом рынке лекарственных средств оперировали 245 дистрибьюторов. Повышение концентрации объема оптовых поставок лекарственных средств в рамках первой тройки операторов происходит за счет перераспределения рыночных долей участников топ-10, суммарный удельный вес которой остается относительно стабильным — 91% в I полугодии 2011 г., а годом ранее — 90%.
Среди ведущих дистрибьюторов также отмечается острая конкурентная борьба, и в гонке за лидерство компании стремятся максимально покрыть потребности рынка. По итогам I кв. 2011 г. рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавила компании «БаДМ», а во II кв. эстафетную палочку перехватила компания «Оптима Фарм» (рис. 17).


ИТОГИ
Украинский фармрынок эволюционирует семимильными шагами — сегодня его объем в денежном выражении превысил все ранее достигнутые результаты. Так, по итогам I полугодия 2011 г. объем аптечных продаж лекарственных средств достиг 11 млрд грн. или 1,4 млрд дол., превысив показатель докризисного уровня как в национальной, так и в американской валюте. Кроме того, в течение последних 2 лет отмечают двузначные темпы прироста его объема, в частности, в I полугодии 2011 г. этот показатель составил 21% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом физический объем потребления лекарственных средств, невзирая на положительную динамику в посткризисный период, до сих пор не восстановился до уровня 2008 г., составив в I полугодии 2011 г. 587 млн упаковок. Таким образом, объем рынка аптечных продаж лекарственных средств в стоимостном выражении формируется преимущественно за счет повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов, которое, в свою очередь, обусловлено как инфляционными процессами, так и смещением структуры потребления в пользу дорогостоящих лекарственных средств.
Кризисный период стал переломным моментом в истории развития украинской фарминдустрии — лекарственные средства локального производства, начиная с конца 2008 г., начали активно наращивать свой удельный вес в структуре аптечных продаж. Эта тенденция была обусловлена возможностью повышения цен на низкостоимостные препараты украинских производителей.
Сегодня можно констатировать, что объем розничной реализации лекарственных средств отечественного производства в национальной и американской валюте значительно превысил показатель 2008 г., а в натуральном выражении практически восстановился до самого плодотворного 2007 г. В сегменте зарубежных препаратов результаты несколько скромней — в гривне и долларах докризисный уровень уже превышен, хотя в натуральном выражении этот показатель еще не восстановлен.
В условиях острой конкурентной борьбы в посткризисный период наметилось снижение аптечной наценки на реализацию лекарственных средств, которая по итогам I полугодия 2011 г. зафиксирована на уровне 26%, для сравнения — за аналогичный период 2009 г. этот показатель составлял 30,6%. Однако снижение уровня наценки — еще не повод для утраты маржи, которая в национальной валюте перманентно увеличивается, впрочем, как и в долларовом выражении, за исключением кризисного 2009 г. В настоящее время маржинальный доход розничных торговых точек в среднем по рынку Украины уже восстановилась до уровня 2008 г. Отметим, что динамика валовой маржи аптечных учреждений прямо пропорциональна динамике розничного рынка лекарственных средств. Поэтому благополучие операторов фармрынка и потребителей, как две стороны одной медали, — чем выше покупательская способность населения, тем больше объем аптечных продаж и, соответственно, маржа розничных торговых точек.
Украинский рынок дистрибьюции лекарственных средств активно развивается по пути консолидации. Так, по итогам I полугодия 2011 г. в руках первой тройки компаний было сконцентрировано 73% общего объема оптовых поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении, для сравнения — годом ранее этот показатель составлял лишь 56%. Суммарный удельный вес топ-5 дистрибьюторов в I полугодии 2011 г. также значительно увеличился — с 68,8 до 86,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Итак, сегодня в розничном и оптовом сегментах рынка лекарственных средств ведется серьезная конкурентная борьба, что является мощным стимулом к дальнейшему развитию рынка.
(©) Gerpik \ Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail:
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим