ВРАГА НУЖНО ЗНАТЬ!
Гельминты — паразитарные черви, обитающие в организме человека и животных, вызывающие гельминтозы (гельминтные инвазии). Паразитирующие у человека гельминты относятся к двум типам: круглым червям — Nemathelminthes (класс Nematoda ) и плоским червям — Plathelminthes . Далее мы более подробно остановимся на лечении инвазий, вызываемых гельминтами, относящимися к классу нематод, в частности, на препарате альбендазола — ВРАХ британской компании «Mili Healthcare».
Альбендазол* относится к фармацевтической группе P02C A03 «Средства, применяемые при нематодозах. Производные «бензимидазола» являются противогельминтным средством широкого спектра действия, активным также в отношении патогенных простейших. Препарат воздействует на кишечные и тканевые формы паразитов; активен в отношении яиц, личинок и взрослых гельминтов. Противогельминтное действие продукта обусловлено угнетением в митохондриях гельминтов фермента фумаратредуктазы цикла Кребса, вследствие чего нарушается усвоение глюкозы. Кроме того, угнетается полимеризация белка тубулина, нарушается структура микротубулярного аппарата клеток паразита, в том числе аппарата Гольджи, что приводит к нарушению метаболизма и гибели гельминта.
Альбендазол активен в отношении кишечных паразитов, в том числе нематод: Ascaris lumbricoides, Triсhurus triсhiura, Enterobius vermicularis, Ancylostoma duodenale, Necator americanus, Strongiloides stercoralis, Cutaneous Larva Migrans ; цестод: Hymenolepsis nana, Taenia solium, Taenia saginata ; трематод – Opisthorhis viverrini, Clonorchis sinensis ; более простые: Giardia lamblia ( intestinalis и duodenalis ).
Также препарат активен в отношении тканевых паразитов, в том числе цистного эхинококкоза и альвеолярного эхинококкоза, вызванных инвазией Echinococcus granulosus и Echinococcus multilocularis соответственно.
Альбендазол также эффективен при лечении нейроцистециркоза, вызванного инвазией личинок свиного цепня T. solium , капилляриоза, вызванного инвазией Gnatostoma spinigerum . Альбендазол уничтожает кисты или значительно уменьшает их размеры у пациентов с цистами гранулярного эхинококка.
В рамках данной публикации рассмотрим особенности рыночного развития данного препарата, а также его конкурентные позиции по отношению к другим лекарственным средствам, отнесенным к аналогичной фармакотерапевтической группе.
МЕТОДОЛОГИЯ
Конкурентная группа бренда ВОРМИЛ была сформирована в рамках АТС-группы 3-го уровня P02C «Средства, применяемые при нематодозах». В анализируемый период в рамках данной конкурентной группы на рынке розничной реализации представлено 13 препаратов.
При подготовке материала были использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
БЫТЬ ПЕРВЫМ!
Бренд ВОРМИЛ является безусловным лидером в своей конкурентной группе по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении уже не первый год подряд (табл. 1, 2). Причем его рыночная судьба в рамках группы неуклонно увеличивается. Так, если по итогам 7 мес 2006 г. удельный вес этого лекарственного средства в общем объеме аптечной выручки от реализации препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» составлял 36%, то по итогам аналогичного периода текущего года этот показатель увеличился в разы 65% (рис. 1).

Таблица 1 | Топ-10 брендов лекарственных средств в рамках группы P02C “Средства, применяемые при нематодозах” по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2006-2010 гг. |
2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | |
ВОРМИЛ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ВЕРМОКС | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
ПИРАНТЕЛ | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ДЕКАРИС | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Альдазол | 5 | 5 | 11 | 13 | 15 | 15 |
ЗЕНТЕЛ | 6 | 11 | 13 | 14 | 16 | 16 |
Гельминтокс | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 |
ЛЕВАМИЗОЛ | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 |
ПИПЕРАЗИНА АДИПИНАТ | 9 | 8 | 7 | 7 | 7 | 8 |
ПИЖМЫ ЦВЕТКИ | 10 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 |
Таблица 2 | Топ-10 брендов лекарственных средств в рамках группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» в натуральном выражении по итогам 7 мес 2011 г. |
2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | |
ВОРМИЛ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
ПИРАНТЕЛ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
ВЕРМОКС | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ДЕКАРИС | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 6 |
ПИПЕРАЗИНА АДИПИНАТ | 5 | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 |
ЗЕНТЕЛ | 6 | 11 | 13 | 14 | 16 | 16 |
ЛЕВАМИЗОЛ | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 4 |
Альдазол | 8 | 8 | 11 | 13 | 15 | 15 |
ПИЖМЫ ЦВЕТКИ | 9 | 7 | 7 | 8 | 10 | 9 |
Гельминтокс | 10 | 9 | 8 | 7 | 8 | 8 |
В абсолютных величинах объем розничной реализации всех препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» по итогам 7 мес 2011 г. составил 45,3 млн. грн. за 2,9 млн упаковок, превысил показатель за аналогичный период предыдущего года на 26,2% в денежном и 0,5% в натуральном выражении.
Усиление конкурентных позиций бренда ВОРМИЛ обусловлено опережающей динамикой его развития на фоне других препаратов группы. По итогам 7 мес 2011 г. количество реализованных на аптечном рынке Украины упаковок бренда ВОРМИЛ увеличилось на 4,4% по сравнению с январем–июлем 2010 г. продажа в натуральном выражении – по итогам 7 мес 2011 г. убыль количества реализованных упаковок этих препаратов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составила 1,9% (рис. 2).

Объем аптечной реализации бренда ВОРМИЛ по итогам января–июля 2011 г. достиг 29 млн. грн. за 1,2 млн. упаковок. В структуре его продаж превалирует безрецептурная форма отпуска, представленная жевательными таблетками, аккумулируя 89% объема аптечных продаж бренда в денежном выражении (рис. 3). На фармрынке бренд также представлен еще 2 формами выпуска – суспензией для перорального применения и выведенным в прошлом году на рынок порошком для приготовления суспензии для перорального применения. Причем по мере адаптации на рынке последняя форма выпуска планомерно наращивает объем аптечных продаж, тем самым завоевывая все большую долю в структуре продаж бренда.

В региональном разрезе более четверти (26,3%) объема аптечных продаж в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г. аккумулировали топ-3 региона – Киев, Днепропетровская и Львовская области, где объем аптечных продаж препарата в этот период превысил 2 млн грн. , а в столице составило более 3 млн грн. (рис. 4). Также еще в 7 регионах розничная реализация ВОРМИЛА принесла аптекам выручку свыше 1 млн. грн. В 22 из 26 регионов Украины были отмечены двузначные приросты объема аптечных продаж бренда ВОРМИЛ в денежном выражении по сравнению с 7 мес 2010 г. +103%). Незначительная убыль объема розничной реализации препарата в денежном выражении в этот период была отмечена только в 1 регионе – Черниговской обл. (-2%).

ПРОДВИГАЮТ — значит продавать!
«Что посеешь, то и пожнешь» — умелое продвижение товара является залогом успеха его продаж. Учитывая широту потребительской аудитории и специфику продвижения лекарственного средства, в деле промоции бренда ВОРМИЛ задействован широкий арсенал каналов коммуникации, целевой аудиторией которых являются специалисты здравоохранения и конечные потребители.
По итогам января–июля 2011 г. общее количество воспоминаний специалистов здравоохранения о промоциях бренда ВОРМИЛ посредством визитов медицинских представителей достигло 3,1 тыс., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13%.
Следует отметить, что в текущем году структура воспоминаний о промоциях бренда преобразилась по сравнению с предыдущим годом. Так, по итогам 7 мес 2010 г. более половины всех воспоминаний о промоциях медицинских представителей для бренда ВОРМИЛ приходилось на фармацевтических работников, почти треть — на врачей, и 13% — на экспертов центров закупок (рис. 5).

В анализируемый период отмечено перераспределение промоционных усилий фармкомпании – доля врачей в общем количестве воспоминаний о промоциях бренда возросла до 56%, соответственно, удельный вес фармацевтов и экспертов центров закупок.
Напомним, что львиную долю продаж бренда ВОРМИЛ составляет безрецептурная форма отпуска. Поэтому принципиальным аспектом эффективного продвижения бренда являются коммуникации с конечным потребителем. Как понятно, в современном обществе телевизор является неотъемлемым атрибутом досуга.
Бренду ВОРМИЛ обеспечивается активная рекламная поддержка по телевидению. По итогам 7 мес 2011 г. объем инвестиций в его рекламу по телевидению достиг 8,5 млн грн., превысил показатель за аналогичный период предыдущего года на 46% (рис. 6).

В целях максимального охвата потенциальной целевой аудитории в лице конечного потребителя реклама бренда ВОРМИЛ также присутствует на страницах популярных печатных изданий.
ВОРМИЛ КАК ИСТОЧНИК АПТЕЧНОЙ ВЫРУЧКИ
Интуитивный подход к формированию товарного запаса аптеки по мере распространения экономически обоснованных подходов постепенно уходит в прошлое. Формирование товарного запаса в современном мире аптечного ритейла уже сродни искусству и является одним из важнейших аспектов, предопределяющих эффективность бизнеса. Сведущие операторы рынка при формировании товарного запаса базируются на ретроспективном анализе продаж отдельных товарных позиций. Такой подход позволяет уделять должное внимание продаваемым товарам, не допуская дефектуры, являющейся основной причиной недополучения аптечной выручки. Кроме того, неудовлетворенный спрос часто приводит к утрате как потенциальных, так и постоянных клиентов.
Для структурированного понимания основных тенденций розничной реализации препарата был учтен тип торговых точек (аптеки, аптечные пункты и киоски), а также их финансовые характеристики, исчисляемые месячным выторгом. по итогам июля 2011 г.).
Как показал анализ аптечных продаж бренда ВОРМИЛ, среднее количество реализованных упаковок возрастает прямо пропорционально объему месячной выручки торговой точки вне зависимости от типа такой (рис. 7). Однако следует также учитывать, что причина существенно меньшего объема реализации препарата в торговых точках со сравнительно невысоким товарооборотом может быть обусловлена более низким уровнем товарных запасов, в результате чего дефектура некоторых товарных позиций может служить причиной недоиспользования потенциала их реализации.

Распределение малого, среднего и наибольшего количества реализуемых упаковок бренда ВОРМИЛ коррелирует с размером месячной выручки аптечных учреждений (рис. 8).

Таким образом, на основании ретроспективного анализа аптечных продаж бренда ВОРМИЛ нами было рассчитано количество упаковок препарата, рекомендуемое для минимального месячного товарного запаса в разных торговых точках с учетом их финансовых характеристик (табл. 3).
Таблица 3 | Рекомендуемый месячный товарный запас для бренда ВОРМИЛ в разных типах торговых точек в зависимости от их месячного выторга (основываясь на данных |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Тип ТТ | ||
Аптеки | Аптечные пункты | Аптечные киоски | |
менее 40 | 2–3 | 2–3 | 2–3 |
40–150 | 4–7 | 4–7 | 4–7 |
150–300 | 10–13 | 10–13 | 10–13 |
300–500 | 16–20 | 16–20 | 16–20 |
500–1000 | 30–35 | 30–35 | 27–32 |
более 1000 | 60–70 | 55–65 | 55–65 |
БУДУЩЕЕ наступает уже сегодня
Бренд ВОРМИЛ за годы своего присутствия на украинском фармацевтическом рынке сделал завидную карьеру. ВОРМИЛ занимает лидирующую позицию среди препаратов конкурентной группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» по объему розничной реализации за последние 5 лет по итогам 7 мес. За это время его удельный вес в объеме аптечной выручки от реализации препаратов этой группы увеличился с 36 до 65%.
Для успешного развития бренда ВОРМИЛ на украинском фармрынке также свидетельствует динамика его реализованных упаковок. В анализируемый период, когда была отмечена стагнация его сегмента рынка, объем аптечных продаж препаратов группы P02C (без учета ВОРМИЛА) снизился на 2% в натуральном выражении, для бренда ВОРМИЛ была отмечена положительная динамика розничной реализации по этому показателю.
Как было отмечено, эффективность продаж препарата предопределяется активностью в сфере его продвижения. Бренд ВОРМИЛ представлен на украинском фармацевтическом рынке в рецептурной и безрецептурной форме отпуска. Поэтому максимальный охват аудитории достигается благодаря комплексному влиянию на целевую аудиторию, представленную специалистами здравоохранения и конечными потребителями, посредством промоции медицинскими представителями препарата в первом случае и рекламой на телевидении и в прессе – во втором.
В рамках настоящего исследования особенностей аптечной реализации бренда ВОРМИЛ показано, что объем его реализации в натуральном выражении коррелирует с объемом месячной выручки аптечных учреждений вне зависимости от их типа – будь то аптека, аптечный пункт или киоск. Следует отметить, что рекомендуемый товарный запас продукта, приведенный в рамках настоящего исследования, базируется на минимальных значениях, которые необходимо корректировать в зависимости от комплекса рыночных факторов в индивидуальном порядке.
Все более широкое распространение в нашей стране получает идея профилактики здоровья, основанная на принципе, что лучше предотвратить заболевание сегодня, чем лечит его завтра. В этом контексте актуальна оценка рыночного потенциала бренда ВОРМИЛ в качестве профилактического средства. Это также необходимо учитывать при формировании товарного запаса, ведь, как известно, успех на рынке сопутствует тем игрокам, которые не только следуют текущим тенденциям, но и предвосхищают потребности клиентов.
Сегодня ВОРМИЛ достиг значимых высот на украинском фармацевтическом рынке. При этом освоение рыночного потенциала препарата – процесс непрерывный и, возможно, завтра уже можно будет говорить о достижении новых высот.
Коментарі