«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Сегодня аптечный ассортимент выходит за рамки реализации лекарственных средств. Однако рынок нелекарственной продукции находится на этапе формирования и далек от насыщения. Дальнейшие перспективы развития этого сегмента зависят как от инициативы операторов рынка в сфере продвижения этих категорий товаров «аптечной корзины», так и от формирования соответствующих потребительских предпочтений.
Украинский розничный фармрынок в денежном выражении демонстрирует перманентно высокую динамику, измеряющуюся двузначными темпами прироста. При этом физический объем потребления товаров «аптечной корзины» наращивается с несколько меньшим энтузиазмом, оправляясь после кризисного удара 2008–2009 гг.
По итогам 8 мес 2011 г. общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 17,3 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17,8% в денежном и 1,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 17,5% до 2,2 млрд дол. США.
Львиную долю аптечных продаж традиционно аккумулируют лекарственные средства, в анализируемый период их удельный вес составил 85% в денежном и 63% в натуральном выражении (рис. 1). Следует отметить, что в течение последних 2 лет по итогам января–августа доля ИМН, косметики и диетических добавок (ранее — БАД) в общем объеме аптечного рынка Украины сократилась в денежном выражении. При этом в натуральном выражении эта тенденция характерна только для ИМН, в то время как удельный вес косметики и диетических добавок остается стабильным.

В текущем году по итогам 8 мес опережающая рыночная динамика развития в денежном выражении отмечена для сегмента лекарственных средств — 19,8% (рис. 2). Также двузначные темпы прироста аптечных продаж в денежном выражении в этот период продемонстрировали сегменты изделий медицинского назначения (ИМН) и диетических добавок. Убыль по этому показателю в этот период была отмечена для косметики. Динамика количества реализованных упаковок в анализируемый период была положительной в сегментах лекарственных средств и диетических добавок, в то время как объем аптечных продаж ИМН и косметики в натуральном выражении уменьшился по сравнению с январем–августом предыдущего года.

Отметим, что годом ранее для всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 8 мес была отмечена положительная динамика аптечной реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом кризисного 2009 г.
Итак, опережающая динамика развития аптечных продаж в денежном выражении на фоне таковой в натуральных величинах свидетельствует о том, что основным драйвером рынка в текущем году является повышающаяся средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины». В целом по рынку аптечных продаж в анализируемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 14 грн., превысив показатель по итогам 8 мес предыдущего года на 16,2% (рис. 3). Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки в сегменте лекарственных средств развивалась в унисон с рынком в целом. Для других категорий товаров «аптечной корзины» в этот период был отмечен несколько меньший прирост этого показателя.

В структуре аптечных продаж во всех анализируемых сегментах рынка в денежном выражении превалирует продукция зарубежного производства. Максимальный удельный вес товаров зарубежного производства в общем объеме розничной реализации в денежном выражении — более 70% — отмечен для сегментов лекарственных средств и ИМН (рис. 4). Однако по сравнению с январем–августом 2010 г. для всех категорий товаров «аптечной корзины» в анализируемый период характерна тенденция к увеличению доли продукции локального производства в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении.

В натуральном выражении ситуация сложилась с точностью до наоборот, за исключением ИМН, в остальных сегментах в структуре аптечного рынка доминирует продукция локального производства, при этом по сравнению с январем–августом 2010 г. удельный вес товаров, произведенных в Украине, уменьшился (рис. 5).

Современный рынок аптечных продаж парафармацевтической продукции находится на этапе развития и далек от насыщения. Основываясь на опыте западных стран, очевидно, что этот сегмент рынка востребован и перспективен. В Украине по мере распространения идеи здорового образа жизни и необходимости профилактики здоровья будет возрастать рыночный потенциал нелекарственных категорий товаров «аптечной корзины».
РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
На современном этапе развития украинского фармацевтического рынка лекарственные средства по-прежнему являются крупнейшей категорией товаров «аптечной корзины», демонстрируя опережающие среднерыночные темпы прироста розничной реализации.
Объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам 8 мес 2011 г. составил 14,5 млрд грн. за 780 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 19,8% в денежном и 2,9% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 1,8 млрд дол., увеличившись на 19,5%.
В разрезе помесячной динамики в текущем году максимальный объем розничной реализации лекарственных средств в денежном и натуральном выражении отмечен в марте — 2 млрд грн. за 107 млн упаковок (рис. 6, 7). В остальные месяцы объем аптечных продаж находился в диапазоне 1,7–1,8 млрд грн. и 93–100 млн упаковок.


По сравнению с предыдущим годом в январе–августе 2011 г. в денежном выражении отмечается стабильно положительная динамика аптечного рынка лекарственных средств, в то время как в натуральных величинах по итогам первых 6 мес была зафиксирована положительная динамика развития рынка, а в июле и августе — убыль объема продаж.
С приближением осени приходит время задуматься о предстоящем сезоне острых респираторных заболеваний, о чем свидетельствует анализ развития сегмента лекарственных средств группы cough & cold**. В последний месяц лета уже не первый год подряд отмечается всплеск объема аптечных продаж препаратов этой группы (рис. 8).

Возвращаясь к анализу украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств в целом, в анализируемый период опережающая динамика развития розничной реализации в денежном выражении отмечена для сегмента лекарственных средств локального производства — +23,1% по сравнению с январем–августом 2010 г., в то время как объем аптечной реализации зарубежных препаратов превысил показатель предыдущего года на 18,6% (рис. 9). В натуральном выражении розничный рынок лекарственных средств в этот период продемонстрировал противоположную тенденцию — объем аптечных продаж препаратов локального производства практически не изменился по сравнению с январем–августом 2010 г. (+1,0%), а таковой в сегменте препаратов зарубежного производства увеличился на 6,7%. Разнонаправленный тренд развития этих сегментов в денежном и натуральном выражении обусловлен соответствующей динамикой средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств локального и зарубежного производства.

Объем аптечных продаж лекарственных средств локального производства в денежном выражении стимулируется преимущественно ростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки, которая по сравнению с январем–августом 2010 г. повысилась на 21,9% и в анализируемый период достигла 7,8 грн. (рис. 10). Темпы прироста по этому показателю для зарубежных препаратов в этот период составили 11,2%, а абсолютное значение средневзвешенной стоимости — 39,3 грн.

В целом по рынку аптечных продаж по итогам 8 мес 2011 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств составила 18,6 грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 16,5%.
Рынок аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении демонстрирует высокую динамику. Интересно проанализировать, «что стоит» за этим ростом. В анализируемый период для розничного рынка лекарственных средств в целом и сегментов локальных и зарубежных производителей в частности характерна схожая структура прироста. Так, превалирующий вклад в прирост аптечной реализации лекарственных средств в денежном выражении на рынке обеспечивают инфляционная составляющая и индекс замещения (рис. 11). В первом случае речь идет об инфляционных процессах, отразившихся непосредственно на розничном сегменте лекарственных средств. В целом по розничному рынку лекарственных средств по итогам 8 мес 2011 г. инфляционный индекс составил 9,6%, в сегменте локальных фармкомпаний — 13,5%, зарубежных — 8,2%. В это же время значение индекса замещения в целом по рынку и в отдельных сегментах составило около 8%. Напомним, что индекс замещения отражает изменение физического объема потребления лекарственных средств, а также перераспределение ценовой структуры их аптечных продаж. В анализируемый период значение индекса замещения как в целом по рынку, так и в отдельных его сегментах выше, чем темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении, соответственно, в этот период определенный вклад в прирост рынка был обеспечен смещением структуры аптечных продаж с дешевых в пользу более дорогостоящих препаратов.

Так, по итогам 8 мес 2011 г. в структуре аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении было отмечено некоторое уменьшение удельного веса низкостоимостных препаратов наряду с соответствующим увеличением такового для сегментов средне- и высокостоимостных лекарственных средств (рис. 12).

В разрезе рецептурного статуса лекарственных средств структура аптечных продаж по итогам 8 мес 2011 г. практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2009–2010 гг. В денежном выражении в структуре аптечных продаж рецептурные и безрецептурные лекарственные средства представлены почти в равных долях — 47 и 53% соответственно. В натуральном выражении с некоторым перевесом доминируют безрецептурные препараты с удельным весом 67%, на долю рецептурных лекарственных средств соответственно приходится 33%. Оба сегмента в анализируемый период развивались практически в унисон. Так, по итогам 8 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста объема аптечных продаж как безрецептурных, так и рецептурных препаратов составили 20% в денежном выражении, а в натуральных величинах — +1,3 и 3,6% соответственно.
Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. стабильна относительно аналогичного периода предыдущего года. По объему аптечных продаж в денежном выражении лидируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания расположились препараты групп C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения».
Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. возглавил брэнд АКТОВЕГИН (табл. 1). 2-е место данного рейтинга закрепилось за брэндом ЭССЕНЦИАЛЕ. Представленная топ-20 брэндов лекарственных средств в анализируемый период аккумулировала 11% аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении.
Таблица 1 | Топ-20 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам января–августа 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Брэнд | 2011 | 2010 | 2009 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 | 2 | 2 |
КОДТЕРПИН | 3 | 17 | 25 |
НО-ШПА | 4 | 5 | 6 |
КАРДИОМАГНИЛ | 5 | 16 | 33 |
МИЛДРОНАТ | 6 | 3 | 4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 7 | 4 | 5 |
ПРЕДУКТАЛ | 8 | 6 | 7 |
АУГМЕНТИН | 9 | 9 | 15 |
ЦЕРАКСОН | 10 | 11 | 21 |
ЛИНЕКС | 11 | 8 | 11 |
ЭНАП | 12 | 19 | 10 |
ЦЕФТРИАКСОН | 13 | 10 | 9 |
ТРАУМЕЛЬ С | 14 | 20 | 87 |
КАНЕФРОН | 15 | 12 | 12 |
СПАЗМАЛГОН | 16 | 22 | 34 |
МЕЗИМ | 17 | 7 | 3 |
ЛАЗОЛВАН | 18 | 14 | 13 |
КЕТАНОВ | 19 | 13 | 8 |
КАРСИЛ | 20 | 15 | 17 |
При анализе деятельности фармкомпаний в рамках данного исследования мы используем понятия «маркетирующая организация» и «корпорация». В первом случае речь идет о компаниях, осуществляющих маркетинг на фармрынке Украины определенной группы препаратов одного или нескольких производителей.
Корпорация — набор маркетирующих организаций или продуктов, объединенных глобальным собственником. Например, в состав корпорации «Sanofi» входят такие маркетирующие организации, как «Sanofi», «Zentiva» и «Genzyme». В случае, если маркетирующая организация занимается в Украине маркетингом продуктов различных корпораций, в корпоративном рейтинге такие продукты отнесены к соответствующим корпорациям.
Всего на украинском рынке аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период были представлены 586 маркетирующих организаций, а корпораций — 599.
Топ-лист маркетирующих организаций по объму аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. возглавила украинская компания «Фармак» (табл. 2). Топ-3 маркетирующих организаций также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi». Отметим, что состав первой двадцатки компаний в данном рейтинге по сравнению с январем–августом 2010 г. практически стабилен.
Таблица 2 | Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Маркетирующая организация | 2011 | 2010 | 2009 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 2 | 3 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 1 | 1 |
Sanofi (Франция) | 3 | 3 | 2 |
Nycomed (Норвегия) | 4 | 4 | 6 |
Дарница (Украина) | 5 | 5 | 4 |
Артериум Корпорация (Украина) | 6 | 6 | 8 |
Servier (Франция) | 7 | 8 | 10 |
KRKA (Словения) | 8 | 10 | 9 |
Teva (Израиль) | 9 | 7 | 5 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 9 | 7 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 11 | 11 | 11 |
Heel (Германия) | 12 | 14 | 25 |
Actavis Group (Исландия) | 13 | 16 | 16 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 14 | 12 | 14 |
Здоровье (Украина) | 15 | 13 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 16 | 15 | 12 |
ИнтерХим (Украина) | 17 | 28 | 33 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 18 | 17 | 13 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 19 | 19 | 17 |
Дельта Медикел (Украина) | 20 | 22 | 21 |
Лидером среди корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в анализируемый период является «Sanofi» (табл. 3). 2-е и 3-е место этого топ-листа заняли корпорации «Фармак» и «Menarini Group» соответственно. Состав ведущей двадцатки корпораций также практически не изменился по сравнению с январем–августом 2010 г.
Таблица 3 | Топ-20 корпораций по объему аптечной реализации лекарственных средств в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Корпорация | 2011 | 2010 | 2009 |
---|---|---|---|
Sanofi (Франция) | 1 | 2 | 2 |
Фармак (Украина) | 2 | 3 | 4 |
Menarini Group (Италия) | 3 | 1 | 1 |
Novartis (Швейцария) | 4 | 4 | 3 |
Servier (Франция) | 5 | 5 | 6 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 6 | 6 | 5 |
Дарница (Украина) | 7 | 7 | 7 |
Артериум Корпорация (Украина) | 8 | 8 | 10 |
KRKA (Словения) | 9 | 12 | 11 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 10 | 11 | 12 |
Bayer (Германия) | 11 | 10 | 9 |
Teva (Израиль) | 12 | 9 | 8 |
Nycomed (Норвегия) | 13 | 13 | 15 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 14 | 14 | 13 |
Heel (Германия) | 15 | 15 | 24 |
Actavis Group (Исландия) | 16 | 17 | 16 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 17 | 16 | 14 |
ИнтерХим (Украина) | 18 | 27 | 29 |
Abbott Lab. (США) | 19 | 19 | 17 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 20 | 21 | 27 |
ИТОГИ
Общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 8 мес 2011 г. составил 17,3 млрд грн. (2,2 млрд дол.) за 1,2 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года почти на 18% в денежном и 1,4% в натуральном выражении. В структуре розничного рынка львиную долю аккумулируют лекарственные средства.
Рынок аптечных продаж лекарственных средств в текущем году является основным драйвером роста розничного фармрынка Украины. По итогам 8 мес 2011 г. его объем увеличился на 20% в денежном и 3% в натуральном выражении, достигнув 14,5 млрд грн. (1,8 млрд дол.) за 780 млн упаковок.
В анализируемый период для сегмента лекарственных средств локального производства отмечают опережающие темпы прироста аптечных продаж в денежном выражении (+23%) относительно их зарубежных конкурентов (+19%).
В этот период прирост рынка формировался преимущественно под влиянием инфляционных процессов, а также за счет увеличения физического объема потребления лекарственных средств и смещения структуры продаж с дешевых в пользу более дорогостоящих препаратов
**Методология отнесения лекарственных средств к группе cough&cold представлена в «Еженедельнике «АПТЕКА» № 48 (769) от 13.12.2010 г.
Коментарі