|
В ранее опубликованных материалах о розничном сегменте фармацевтического рынка Украины по итогам I полугодия 2004 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 32 (453) от 23 августа 2004 г.) отмечалось, что структура рынка претерпела определенные изменения, а именно — прирост объемов продаж осуществлялся, в основном, за счет отечественной продукции и этот вывод явился главным итогом I полугодия 2004 г. Имела ли продолжение эта тенденция в июле 2004 г.? На этот и некоторые другие вопросы и дает ответ приведенный ниже анализ.
Методика его проведения аналогична приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 20 (441) от 24 мая 2004 г. Расчет денежных показателей приводится в розничных ценах.
Итак, общий объем аптечных продаж в июле 2004 г. составил около 413 млн грн. в денежном выражении, что практически соответствует показателям июля 2003 г., и около 117 млн упаковок в натуральном выражении, что выше соответствующего показателя прошлого года на 17,2% (табл. 1). То есть, при приросте объемов продаж в натуральном выражении «денежные» фактически оставались на уровне аналогичного периода 2003 г. Учитывая то, что отечественная продукция составляет большую часть рынка в натуральном выражении, это соответствующим образом отразилось на распределении объемов аптечных продаж по критерию отечественная/зарубежная продукция.
Таблица 1
Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров
Категория |
Июль 2003 г. |
Июль 2004 г. |
D, % |
Июль 2003 г. |
Июль 2004 г. |
D, % |
||||
млн грн |
удельный вес, % |
млн грн |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
|||
Лекарственные средства (ЛС) |
354,58 |
85,76 |
353,15 |
85,43 |
-0,40 |
73,34 |
73,65 |
76,40 |
65,46 |
4,18 |
Изделия медицинского |
33,24 |
8,04 |
41,73 |
10,10 |
25,53 |
23,00 |
23,09 |
37,60 |
32,22 |
63,52 |
Косметика |
15,87 |
3,84 |
10,75 |
2,60 |
-32,25 |
2,26 |
2,27 |
1,52 |
1,30 |
-32,62 |
Биологически активные |
9,74 |
2,36 |
7,73 |
1,87 |
-20,67 |
0,99 |
0,99 |
1,19 |
1,02 |
19,96 |
Всего |
413,44 |
— |
413,36 |
— |
-0,02 |
99,58 |
— |
116,71 |
— |
17,20 |
Объемы продаж товаров украинского производства по сравнению с июлем 2003 г. возросли в денежном выражении на 18,08%, в натуральном — на 30,03% (!), в то время как по импортной продукции зафиксировано уменьшение объемов продаж в денежном выражении на 6,4%, в натуральном — на 3,65% (табл. 2, 3). То есть можно констатировать, что и в июле 2004 г. лидерство в приросте объемов аптечных продаж сохранилось за украинскими товарами, причем и в натуральном, и в денежном выражении.
Таблица 2
Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного и зарубежного производства
Категория |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||||||
июль 2003 г. |
июль 2004 г. |
D, % |
июль 2003 г. |
июль 2004 г. |
D, % |
|||||
млн грн |
доля в категории, % |
млн грн |
доля в категории, % |
млн грн |
доля в категории, % |
млн грн |
доля в категории, % |
|||
ЛС |
265,08 |
74,76 |
249,78 |
70,75 |
-5,77 |
89,51 |
25,24 |
103,28 |
29,25 |
15,39 |
ИМН |
24,41 |
73,44 |
25,66 |
61,49 |
5,11 |
8,83 |
26,56 |
16,07 |
38,51 |
81,96 |
Косметика |
10,75 |
67,76 |
7,41 |
68,95 |
-31,06 |
5,11 |
32,24 |
3,34 |
31,05 |
-34,74 |
БАДы |
5,82 |
59,73 |
3,63 |
46,98 |
-37,60 |
3,92 |
40,27 |
4,10 |
53,02 |
4,45 |
Всего |
306,06 |
74,03 |
286,48 |
69,32 |
-6,40 |
107,38 |
25,97 |
126,79 |
30,68 |
18,08 |
Таблица 3
Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного и зарубежного производства
Категория |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||||||
июль 2003 г. |
июль 2004 г. |
D, % |
июль 2003 г. |
июль 2004 г. |
D, % |
|||||
млн упаковок |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
|||
ЛС |
20,54 |
28,01 |
18,03 |
23,60 |
-12,21 |
52,80 |
71,99 |
58,37 |
76,40 |
10,55 |
ИМН |
15,95 |
69,34 |
17,65 |
46,94 |
10,71 |
7,05 |
30,66 |
19,95 |
53,06 |
182,95 |
Косметика |
1,07 |
47,56 |
0,65 |
42,40 |
-39,93 |
1,18 |
52,44 |
0,88 |
57,60 |
-25,98 |
БАДы |
0,37 |
37,69 |
0,22 |
18,35 |
-41,60 |
0,62 |
62,31 |
0,97 |
81,65 |
57,20 |
Всего |
37,93 |
38,09 |
36,55 |
31,31 |
-3,65 |
61,65 |
61,91 |
80,17 |
68,69 |
30,03 |
На рис. 1 отражен рост средней цены практически на все виды импортных товаров, представленных в «аптечной корзине», за исключением ИМН. Исходя из этого, можно предположить, что зарубежные производители меняют свой ассортимент, увеличивая в нем долю дорогостоящих товаров, соответственно уделяя все меньше внимания низкостоимостной продукции. Но в то же время повысилась средняя цена упаковки украинских ЛС, которые в структуре аптечных продаж составляют большую часть. То есть не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Нельзя говорить о том, что объемы продаж украинской продукции увеличиваются исключительно за счет низкостоимостных товаров, а зарубежные производители пытаются найти свою выгоду в увеличении удельного веса дорогостоящих препаратов. Скорее можно сделать вывод о том, что украинская продукция начинает теснить импортные товары уже не только в низкостоимостной нише, но и в более дорогих сегментах рынка. Для того чтобы более подробно разобраться в процессах, происходящих на рынке, целесообразно обратиться к анализу сегмента ЛС, который составляет львиную долю аптечных продаж в целом.
|
Данные о розничных продажах препаратов свидетельствуют о том, что объем рынка ЛС в июле 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. в денежном выражении остался практически на том же уровне, но в натуральном — вырос на 4,18% (рис. 2, 3), что соответственно повлекло за собой снижение средней стоимости упаковки ЛС (рис. 4). То есть несмотря на рост цен и для зарубежных, и для отечественных препаратов средняя стоимость упаковки на рынке снизилась из-за возросшего удельного веса сравнительно недорогих украинских ЛС.
|
|
?
|
Происходят также значительные изменения и в структуре рынка ЛС в зависимости от фармакотерапевтических свойств препаратов. Объемы продаж подгруппе А — «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — неизменному лидеру среди групп АТС-классификации — снизились на 4,44%. В то же время значительно увеличился удельный вес других динамично развивающихся групп: J — «Противомикробные средства для системного применения», С — «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», В — «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», показатели прироста которых достаточно высоки (табл. 4).
Таблица 4
Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в натуральном и денежном выражениях
ATC-код |
Название |
Июль 2003 г. |
Июль 2004 г. |
D, % |
Июль 2003 г. |
Июль 2004 г. |
D, % |
||||
млн грн |
удельный вес, % |
млн грн |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
||||
A |
Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм |
84,77 |
23,91 |
81,00 |
22,94 |
-4,44 |
16,01 |
21,83 |
15,99 |
20,93 |
-0,12 |
B |
Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз |
9,41 |
2,65 |
13,62 |
3,86 |
44,76 |
1,43 |
1,95 |
2,24 |
2,93 |
56,09 |
C |
Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему |
41,63 |
11,74 |
46,53 |
13,18 |
11,77 |
8,98 |
12,24 |
8,93 |
11,69 |
-0,50 |
D |
Дерматологические средства |
33,03 |
9,32 |
25,58 |
7,24 |
-22,55 |
8,37 |
11,42 |
8,25 |
10,79 |
-1,51 |
G |
Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны |
34,60 |
9,76 |
26,25 |
7,43 |
-24,11 |
1,79 |
2,43 |
1,25 |
1,63 |
-30,16 |
H |
Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов) |
3,56 |
1,01 |
4,42 |
1,25 |
24,14 |
0,33 |
0,46 |
0,35 |
0,45 |
3,62 |
J |
Противомикробные средства для системного применения |
28,24 |
7,96 |
36,84 |
10,43 |
30,44 |
4,80 |
6,55 |
5,89 |
7,71 |
22,66 |
L |
Антинеопластические и иммуномодулирующие средства |
4,35 |
1,23 |
4,89 |
1,38 |
12,49 |
0,23 |
0,31 |
0,21 |
0,27 |
-8,10 |
M |
Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат |
24,33 |
6,86 |
26,00 |
7,36 |
6,83 |
2,65 |
3,62 |
3,09 |
4,05 |
16,67 |
N |
Средства, действующие на нервную систему |
44,41 |
12,53 |
45,47 |
12,88 |
2,38 |
19,30 |
26,32 |
21,16 |
27,70 |
9,63 |
P |
Противопаразитарные средства, инсектициды и репелленты |
4,01 |
1,13 |
2,67 |
0,76 |
-33,47 |
0,64 |
0,87 |
0,52 |
0,68 |
-18,39 |
R |
Средства, действующие на респираторную систему |
34,99 |
9,87 |
30,83 |
8,73 |
-11,89 |
7,39 |
10,07 |
6,82 |
8,93 |
-7,65 |
S |
Средства, действующие на органы чувств |
5,89 |
1,66 |
6,52 |
1,85 |
10,80 |
1,23 |
1,68 |
1,47 |
1,92 |
19,04 |
? |
Прочие |
1,35 |
0,38 |
2,52 |
0,71 |
86,33 |
0,18 |
0,24 |
0,23 |
0,30 |
30,06 |
Всего |
354,58 |
— |
353,15 |
— |
-0,40 |
73,34 |
— |
76,40 |
— |
4,18 |
Возможно, превалирование украинских препаратов связано с тем, что отечественные производители вовремя отреагировали на изменения именно фармакотерапевтической структуры рынка ЛС, и благодаря ценовой доступности своей продукции, а также активной позиции в сфере налаживания каналов сбыта смогли составить достойную конкуренцию ее импортным аналогам.
Это предположение в какой-то степени подтверждают данные рейтинга ЛС по объемам продаж в денежном выражении (табл. 5). Среди первой шестерки рейтинга наиболее высокие показатели прироста у торговых марок Цефтриаксон и Цефазолин, которые представлены на рынке в основном украинскими производителями. В подтверждение изложенных выше предположений — оба этих препарата относятся к наиболее быстро развивающейся группе АТС-классификации — группе J.
Таблица 5
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июле 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
№ п/п в июле 2003 г. |
Смещение в рейтинге |
1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
1 |
0 |
2 |
АКТОВЕГИН |
7 |
|
3 |
НО-ШПА |
2 |
|
4 |
ЦЕФТРИАКСОН |
52 |
|
5 |
МИЛДРОНАТ |
21 |
|
6 |
ЦЕФАЗОЛИН |
88 |
|
7 |
ФЕСТАЛ |
5 |
|
8 |
ВИАГРА |
3 |
|
9 |
МЕЗИМ |
11 |
|
10 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
50 |
|
11 |
КЕТАНОВ |
8 |
|
12 |
ЭНАП |
65 |
|
13 |
ДИКЛОБЕРЛ |
72 |
|
14 |
ЦИТРАМОН |
17 |
|
15 |
КАПТОПРЕС |
13 |
|
16 |
АНАЛЬГИН |
20 |
|
17 |
ФЕЗАМ |
18 |
|
18 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
6 |
|
19 |
ЛИНЕКС |
12 |
|
20 |
ПРЕДУКТАЛ |
26 |
|
21 |
РАНИТИДИН |
46 |
|
22 |
НИЗОРАЛ |
4 |
|
23 |
ФЛУКОНАЗОЛ |
43 |
|
24 |
ФРАКСИПАРИН |
96 |
|
25 |
ТРАУМЕЛЬ С |
31 |
|
26 |
ЛАМИЗИЛ |
15 |
|
27 |
МОВАЛИС |
44 |
|
28 |
КАВИНТОН |
22 |
|
29 |
ТЕРАФЛЕКС |
130 |
|
30 |
ВИТРУМ |
9 |
|
31 |
ВОБЭНЗИМ |
10 |
|
32 |
ДИКЛОФЕНАК |
27 |
|
33 |
КАРСИЛ |
95 |
|
34 |
ПИРАЦЕТАМ |
106 |
|
35 |
БИСЕПТОЛ |
56 |
|
36 |
МЕДАСЕПТ |
42 |
|
37 |
КОРВАЛОЛ |
14 |
|
38 |
АМПИЦИЛЛИН |
73 |
|
39 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
58 |
|
40 |
ЛАЗОЛВАН |
66 |
|
41 |
КАЛЬЦЕМИН |
53 |
|
42 |
ФАСТУМ |
24 |
|
43 |
КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
87 |
|
44 |
ЭНАЛАПРИЛ |
84 |
|
45 |
ТРОКСЕВАЗИН |
36 |
|
46 |
ГЛЮКОЗА |
94 |
|
47 |
СПАЗМАЛГОН |
25 |
|
48 |
ЦИКЛОФЕРОН |
48 |
0 |
49 |
ТЕМПАЛГИН |
19 |
|
50 |
ДУФАСТОН |
40 |
|
Что касается рейтинга по натуральным объемам продаж, то здесь традиционно практически все 50 позиций занимают торговые наименования, представленные на рынке преимущественно украинскими производителями (табл. 6).
Таблица 6
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в июле 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
№ п/п в июле 2003 г. |
Смещение в рейтинге |
1 |
ЦИТРАМОН |
1 |
0 |
2 |
АНАЛЬГИН |
2 |
0 |
3 |
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
3 |
0 |
4 |
КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ |
6 |
|
5 |
ВАЛИДОЛ |
4 |
|
6 |
КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
12 |
|
7 |
ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА |
8 |
|
8 |
КОРВАЛОЛ |
5 |
|
9 |
ЙОД |
9 |
0 |
10 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
38 |
|
11 |
ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ |
20 |
|
12 |
НАФТИЗИН |
7 |
|
13 |
РАНИТИДИН |
26 |
|
14 |
ПИРАЦЕТАМ |
50 |
|
15 |
АМПИЦИЛЛИН |
31 |
|
16 |
КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ |
13 |
|
17 |
ПАРАЦЕТАМОЛ |
32 |
|
18 |
КАПТОПРЕС |
15 |
|
19 |
ЛЕВОМИЦЕТИН |
17 |
|
20 |
СЕНАДЕКСИН |
10 |
|
21 |
ДИАЗОЛИН |
33 |
|
22 |
ДИКЛОФЕНАК |
18 |
|
23 |
ТЕМПАЛГИН |
14 |
|
24 |
ГЕМАТОГЕН |
21 |
|
25 |
СТРЕПТОЦИД |
29 |
|
26 |
ЦИТРОПАК |
22 |
|
27 |
АСКОФЕН |
11 |
|
28 |
РИБОКСИН |
25 |
|
29 |
ФУРОСЕМИД |
35 |
|
30 |
БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ |
27 |
|
31 |
МЕДАСЕПТ |
30 |
|
32 |
СЕПТЕФРИЛ |
23 |
|
33 |
КОПАЦИЛ |
37 |
|
34 |
РАУНАТИН |
44 |
|
35 |
АСПАРКАМ |
45 |
|
36 |
ГЛЮКОЗА |
54 |
|
37 |
ЦИННАРИЗИН |
53 |
|
38 |
БАРБОВАЛ |
16 |
|
39 |
БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН |
36 |
|
40 |
КОРВАЛДИН |
34 |
|
41 |
ПЛАНТЕКС |
24 |
|
42 |
ФАРМАЗОЛИН |
28 |
|
43 |
НИТРОКСОЛИН |
52 |
|
44 |
АЛЛОХОЛ |
19 |
|
45 |
ВАЛЕРИАНЫ НАСТОЙКА |
49 |
|
46 |
КИСЛОТА САЛИЦИЛОВАЯ |
60 |
|
47 |
МЕЗИМ |
39 |
|
48 |
ЭУФИЛЛИН |
42 |
|
49 |
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА |
48 |
|
50 |
ЦЕФАЗОЛИН |
84 |
|
Среди производителей ЛС в топ-50 по объемам продаж в денежном выражении, за небольшим исключением, также отмечаются достаточно высокие показатели прироста для отечественных компаний (табл. 7). Среди первых 10 позиций рейтинга 4 принадлежат украинским производителям. Возрос и уровень консолидации объемов продаж для первых 10 компаний, причем произошло это за счет уменьшения удельного веса группы производителей, занимающих с 11-й по 50-ю позиции рейтинга (рис. 5, 6).
Таблица 7
Топ-лист компаний — производителей ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июле 2004 г.
№ п/п |
Компания-производитель |
№ п/п в июле 2003 г. |
Смещение в рейтинге |
1 |
Дарница (Украина) |
1 |
0 |
2 |
Menarini Group (Италия) |
3 |
|
3 |
Novartis (Швейцария)* |
2 |
|
4 |
Aventis Pharma (Франция) |
4 |
0 |
5 |
Sanofi-Synthelabo (Франция) |
7 |
|
6 |
Здоровье (Украина) |
8 |
|
7 |
Фармак (Украина) |
6 |
|
8 |
Richter Gedeon (Венгрия) |
5 |
|
9 |
KRKA (Словения) |
12 |
|
10 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
10 |
0 |
11 |
Киевмедпрепарат (Украина) |
13 |
|
12 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
9 |
|
13 |
Pfizer Inc. (США) |
14 |
|
14 |
Heel (Германия) |
11 |
|
15 |
Actavis (Исландия) |
15 |
0 |
16 |
Boehringer Ingelheim (Германия) |
16 |
0 |
17 |
Genom Biotech (Индия) |
30 |
|
18 |
Nycomed (Норвегия) |
27 |
|
19 |
Schering (Германия) |
25 |
|
20 |
Ranbaxy (Индия) |
18 |
|
21 |
Pliva (Хорватия) |
22 |
|
22 |
Sagmel (США) |
21 |
|
23 |
Merckle (Германия) |
26 |
|
24 |
Servier (Франция) |
37 |
|
25 |
Галичфарм (Украина) |
28 |
|
26 |
Egis (Венгрия) |
39 |
|
27 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
20 |
|
28 |
Johnson & Johnson (США) |
17 |
|
29 |
Sopharma (Болгария) |
29 |
0 |
30 |
Zentiva (Чешская Республика) |
— |
— |
31 |
Концерн Стирол (Украина) |
31 |
0 |
32 |
Bittner (Австрия) |
19 |
|
33 |
Dr. Reddy’s (Индия) |
41 |
|
34 |
Schering-Plough Corp. (США) |
33 |
|
35 |
BMS (США) |
23 |
|
36 |
Yamanouchi Europe (Нидерланды) |
35 |
|
37 |
Grindeks (Латвия) |
64 |
|
38 |
Roche (Швейцария) |
32 |
|
39 |
Биофарма (Украина) |
48 |
|
40 |
Киевский витаминный завод (Украина) |
45 |
|
41 |
Сперко Украина (Украина) |
55 |
|
42 |
Valeant (Швейцария) |
44 |
|
43 |
IVAX (США) |
38 |
|
44 |
Олайнфарм (Латвия) |
68 |
|
45 |
Нижфарм (Россия) |
50 |
|
46 |
Ferrosan (Дания) |
71 |
|
47 |
Innotech International (Франция) |
34 |
|
48 |
Витамины (Украина) |
91 |
|
49 |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) |
46 |
|
50 |
Naturwaren (Германия) |
24 |
|
* Начиная с июля 2004 г. в корпорацию Novartis добавлена компания Lek.
|
|
Итак, итоги июля 2004 г. подтверждают наметившуюся с весны 2004 г. тенденцию к увеличению удельного веса отечественных ЛС на фармацевтическом рынке Украины. Рынок — это живая структура со своими особенностями, если угодно — характером. И поэтому украинский фармрынок имеет свойство к изменениям и росту. Но если раньше основные изменения касались его ценовой структуры, то сейчас, с развитием экономических отношений, если угодно — с ростом культуры потребления ЛС, все большее значение приобретают изменения в фармакотерапевтической структуре рынка. И в 2004 г. оказалось, что к этим изменениям более подготовлены были и, соответственно, быстрее отреагировали украинские производители — об этом помимо данных об аптечных продажах также свидетельствуют и изменения в структуре импорта сырья для отечественной фармпромышленности («Еженедельник Аптека» № 31 (452) от 16 августа 2004 г.). n
Игорь Хмилевский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим